Физкультура — важная часть учебной программы. Согласно изначальной идее, предмет направлен на улучшение здоровья детей, развитие спортивных и социальных навыков. В то же время у «физры» есть оттенок необязательности, ее преподавание сопряжено с рисками и имеет ряд недостатков. Разбираемся, зачем нужна физкультура сегодня и что может ее улучшить.

Откуда пошла школьная физкультура

Занятия, которые мы сейчас зовем спортивными, вроде гребли или хождения под парусом, появились в отечественных учебных заведениях еще при Петре I. В общеобразовательных школах отдельный предмет, посвященный физической подготовке, сформировался к концу XIX века. Активнее спортивное воспитание развивалось в гимназиях и лицеях — учебных заведениях преимущественно для дворян, где были популярны, например, фехтование и гимнастика. Значимый вклад в дело систематического физического воспитания внес педагог и ученый Петр Лесгафт, который заложил теоретическую основу для занятий спортом.

В 1911 году учредили Российский Олимпийский комитет, а страна стала участвовать в международных спортивных мероприятиях. Соответственно, государство взяло под контроль воспитание спортсменов и популяризацию физической культуры в целом.

В советский период появилось само составное слово физкультура, ей занимались не только обязательно в школах, но и в специализированных клубах. В 1930-е годы власти ввели комплекс ГТО («Готов к труду и обороне»): школьники, студенты и работники сдавали спортивные нормы в соответствии с возрастом. Практика ГТО была свернута с распадом СССР и возвращена в 2014 году.

В современной России уроки физкультуры регулируются Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), которые определяют как содержание занятий, так и организацию учебного процесса. Согласно требованиям, уроки проводят два-три раза в неделю, в зависимости от возраста учеников и уровня школы.

Младшие школьники обычно ходят на физру дважды в неделю, а учащиеся средних и старших классов — трижды. Ученикам положены нагрузки, соответствующие их возрасту и уровню физического развития. В стандартах обозначена и возможность заниматься спортом во внеурочное время, например, в кружках.​ Учителя обеспечивают безопасность на уроках, соблюдение гигиенических требований, корректируют нагрузку для детей с ограниченными возможностями.

Плюсы и минусы уроков физкультуры в школах

Главное, для чего нужна физкультура, — физическое и социальное развитие детей. Регулярные нагрузки укрепляют сердечно-сосудистую систему, тренируют координацию и выносливость. Занятия спортом формируют психоэмоциональную устойчивость и положительно влияют на настроение. Даже другие уроки многим детям даются легче после физкультуры​. Работа в команде развивает взаимовыручку, самоконтроль и дисциплину.

Однако качество спортивных занятий в школах неоднородно. Например, из-за недостатка квалифицированных преподавателей, которые могли бы заинтересовать детей. Слабая инфраструктура и нехватка оборудования также могут превращать физкультуру в формальный и неинтересный предмет.

При этом дети, имеющие хронические проблемы со здоровьем, обычно получают от физкультуры полное освобождение. В результате «освобожденный» школьник не чувствует себя частью коллектива, а это педагогически неправильно.

Описанные проблемы приводят к тому, что у некоторых мальчишек, девчонок, а также их родителей возникает вопрос: зачем нужны уроки физкультуры? Сформулируем еще раз возможные плюсы и минусы занятий.

Плюсы уроков физкультуры

  • Польза для здоровья: спорт улучшает работу сердца, сосудов, укрепляет мышцы, снижает риск ожирения.

  • Развитие двигательных навыков: занятия способствуют улучшению координации, ловкости, скорости.

  • Снижение стресса и улучшение настроения: физическая активность положительно влияет на психоэмоциональное состояние, помогает бороться со стрессом.

  • Внедрение здорового образа жизни: регулярные занятия спортом развивают устойчивую привычку к физической активности.

  • Социальное развитие: через командные игры и мероприятия школьники развивают коммуникабельность и умение сотрудничать.

Минусы уроков физкультуры

  • Риск травм и перегрузок: при недостаточном внимании к безопасности или некорректных нагрузках дети могут травмироваться и даже заработать хронические проблемы со здоровьем.

  • Стресс от нормативов: спортивные стандарты и требования порой вызывают стресс и демотивируют детей, если те менее физически развиты в сравнении со сверстниками.

  • Отсутствие индивидуального подхода: занятия обычно не адаптированы под физические возможности каждого ученика, что снижает их эффективность.

  • Низкое качество преподавания: если учителя недостаточно квалифицированы или заинтересованы, уроки физкультуры не приносят пользы.

  • Слабая инфраструктура: нехватка спортивного инвентаря в школах ограничивает возможности для занятий, а иногда повышает риск травматизма​.

Современные подходы к организации уроков

В мире растет интерес к качественному физическому образованию, которое выходит за рамки традиционных школьных занятий. Новые программы эффективнее, прививают детям навыки, необходимые для поддержания формы и социальной интеграции. Например, исследование под эгидой ЮНЕСКО указывает на важность развивающего, прогрессивного и инклюзивного опыта в школьной физкультуре.

Программа SPARK

Sports, Play, and Active Recreation for Kids (SPARK) — американская программа, которая была разработана, чтобы привлекать детей к регулярной физической активности. SPARK используется в школах США и некоторых других стран для вовлечения учеников в спорт. Вот основные принципы программы.

  • Инклюзивность. SPARK ориентирована на всех детей, независимо от их физической подготовки и текущей мотивации.

  • Игровой подход. Вместо соревнований программа фокусируется на подвижных играх, интересных и доступных для детей. Так постепенно формируются спортивные навыки и умение работать в команде.

  • Адаптивность. SPARK продумана так, что занятия по ее материалам можно составить для разных возрастов и уровней подготовки, для младших школьников и для старшеклассников.

  • Поддержка учителей. SPARK предоставляет преподавателям доступ к методическим материалам, планам уроков, видео и другим образовательным ресурсам. Эта информация помогает сделать уроки разнообразными и содержательными.

Эффективность SPARK доказали научные исследования. Согласно их результатам, программа способствует снижению стресса на занятиях, повышает вовлеченность и общую физическую подготовленность школьников.

Концепция QPE

Quality Physical Education (QPE) — аналогичная программа от ЮНЕСКО, которая предлагает путь к повышению качества физического образования. Она делает акцент на важности спорта не только для здоровья тела, но и для психоэмоционального состояния детей. Перечислим принципы QPE.

  • Доступность и инклюзивность. Все дети получают равный доступ к физическому воспитанию, независимо от их возможностей. В отличие от традиционных спортивных мероприятий, сосредоточенных на стремлении к победе, в QPE важно участие каждого.

  • Разнообразие. QPE не ограничивается традиционными видами спорта. Программа включает различные формы активности: танцы, йогу, упражнения на гибкость и другие виды физкультуры в широком смысле.

  • Развитие личности. QPE фокусируется в том числе на социальных и эмоциональных аспектах спорта. Уроки физкультуры помогают развивать навыки командной работы, лидерства, уважение и дружелюбие к окружающим.

  • Подготовка преподавателей. Они должны не только знать основы спорта и игр, но правильно передавать знания, прививая детям любовь к здоровому образу жизни. 

  • Опора на научные данные. Концепция QPE поддержана рядом исследований, которые показали, что программа развивает физические, эмоциональные и когнитивные навыки у детей.

Так мы подходим к ответу на вопрос, для чего нужна физкультура в школе. В здоровом теле здоровый дух: физическая подготовка способствует общему развитию, а игры и соревнования объединяют детей. Внедрение современных подходов и соблюдение образовательных стандартов делают занятия интереснее и полезнее для каждого ученика.

Сегодня индустрия детского спорта активно развивается, появляется больше возможностей для общения, активного отдыха и прикладного творчества. Вы тоже обязательно найдете что-то свое! А мы поможем подобрать всю необходимую одежду и экипировку.

Детские спортивные костюмы
4 799 ₽
5 999 ₽
-20%
Puma | Костюм для мальчиков PUMA Poly
9
Купить
5 499 ₽
Puma | Костюм для девочек PUMA Poly
7
Купить
4 199 ₽
5 999 ₽
-30%
Puma | Костюм для девочек PUMA Poly
7
Купить
3 999 ₽
Demix | Костюм для мальчиков Demix
6
Купить
6 990 ₽
10 590 ₽
-34%
Wildwins | Спортивный костюм для мальчика WILDWINS
6
Купить
6 990 ₽
10 590 ₽
-34%
Нет в наличии
Wildwins | Спортивный костюм для мальчика WILDWINS
6
Купить
5 999 ₽
Puma | Костюм для мальчиков PUMA Poly
6
Купить
5 499 ₽
Champion | Костюм для девочек Champion
3
Купить
4 499 ₽
FILA | Костюм для мальчиков FILA
3
Купить
4 799 ₽
5 999 ₽
-20%
Under Armour | Костюм для мальчиков Under Armour
3
Купить
1 499 ₽
GSD | Костюм для девочек GSD
2
Купить
1 499 ₽
GSD | Костюм для девочек GSD
2
Купить
Кроссовки для мальчиков
1 999 ₽
3 999 ₽
-50%
Demix | Кроссовки для мальчиков Demix Blink
51
Купить
999 ₽
GSD | Кроссовки для мальчиков GSD Quick
19
Купить
4 319 ₽
5 399 ₽
-20%
Adidas | Кроссовки детские adidas Tensaur Run 3.0
13
Купить
1 359 ₽
3 399 ₽
-60%
Demix | Кроссовки для мальчиков Demix Like 2.0
9
Купить
2 239 ₽
5 599 ₽
-60%
FILA | Кроссовки для мальчиков FILA Explore Jr
9
Купить
4 999 ₽
FILA | Кроссовки для мальчиков FILA Explore Jr
9
Купить
3 299 ₽
6 599 ₽
-50%
Erke | Кроссовки утепленные детские Erke
9
Купить
2 999 ₽
5 999 ₽
-50%
Erke | Кроссовки детские Erke
8
Купить
2 999 ₽
5 999 ₽
-50%
Puma | Кроссовки для мальчиков PUMA R78 Fc V Ps
8
Купить
1 999 ₽
GSD | Кроссовки для мальчиков GSD Twist
8
Купить
2 999 ₽
Demix | Кроссовки для мальчиков Demix Lider
8
Купить
3 799 ₽
7 599 ₽
-50%
Adidas | Кроссовки детские adidas Fortarun 3.0 J
7
Купить