Как привить ребенку любовь к спорту
Главное правило – не давить на детей
В этом материале мы рассказываем истории нескольких родителей, чьи дети занимаются спортом. Герои поделились опытом в вопросах воспитания и дали пару советов мамам и папам, которые хотят приучить своего ребенка к спорту.
Мария Попретинская, тренер по спортивной гимнастике и фитнесу, двукратная чемпионка мира по фитнесу
Егор Попретинский, виндсерфер
Дочери Кира (9,5 лет) и Мира (8 лет)
Дети Егора и Марии катаются на роликах и скейтборде, занимаются виндсерфингом. Все началось с роликов: Кира освоила их в пять лет, а Мира – в четыре года, хотя поначалу младшая из сестер не очень хотела кататься. Егор предлагал перестать водить ее на занятия и переключиться на что-то другое. Но Мария настояла, что тренировки нужно продолжить хотя бы потому, что ребенку нужно прививать дисциплину, приучая его приходить в определенное место в назначенное время. А еще она хотела, чтобы у девочек развивались зеркальные нейроны, помогающие человеку быстрее научиться чему-либо. Все поменялось, когда Кира выступила на соревнованиях, а Миру туда не взяли.
«После этого у Миры появился соревновательный запал, она на следующий же день пошла заниматься, ее «включило». Я ее не заставляла», – рассказала мама девочек.
По словам Марии, на детей нельзя давить. Как тренер по спортивной гимнастике и мама, она убедилась, что если ребенок по какой-то причине отказывается заниматься и с ним никак не удается договориться, то лучший способ это исправить – не настаивать, а дать ему влюбиться в занятия. Мария уверена, что не бывает детей, которые ничем не заинтересованы. Просто может оказаться, что спорт – не для вашего ребенка, либо за его нежеланием кроются другие причины. Во втором случае задача тренера – найти подход.
«Допустим, ребенок в одно и то же время приходит в скейт-парк, где тренер будет с ним знакомиться и играть, даже не обязательно кататься. Тренеру и ученику надо подружиться, войти в контакт, – говорит она. – А потом ребенок может увидеть кого-нибудь из мальчиков в прикольной одежде или кто будет себя как-то прикольно вести. От этого возникнет желание, крючок обязательно какой-то возникнет. Просто будьте ребенку другом, а не родителем, который навязывает свою цель».
Еще один способ заинтересовать ребенка спортом – показывать тематические мультики или видео, вместе смотреть соревнования, болея за спортсменов. А лучше всего родителям самим стать примером. Егор показывает дочкам, как кататься на виндсерфе и скейте, а Мария берет их на тренировки по кайтсерфингу и в спортзал, где дает попробовать тренажеры, до которых они могут достать.
«Если я вижу, что быстро наступает переутомление, то говорю: «Так, стоп, собираемся, спускаемся, пьем чай с какой-нибудь вкусняшкой». Но это не собачья дрессировка, когда ты говоришь: «Тузик, вот тебе колбаска – сидеть!» Когда учишь детей чему-то, важнее всего помочь им получить фан, ощущение радости, адреналина, дофамина. Егор берет девчонок с собой на доску, сажает под парус, объясняет, как он работает, а еще всем весело, когда вместе в воду упали. Если будет такое совместное времяпровождение и ты их не заставляешь, то они сами попросят».
Папа Киры с Мирой Егор Попретинский тоже считает, что привить любовь к спорту ребенку можно собственным примером, а если нет такого опыта, то помочь может тренер.
Если ребенок не хочет чему-то учиться, важно не давить на него. Попробуйте предложить другие виды активности и дать ему свободу выбора.
«Для поддержания интереса у ребенка можно использовать награды, соревнования или создание игр вокруг спорта, – говорит он. – Важнее всего при обучении детей – терпение и поощрение. Похвала за усилия и поддержка при неудачах могут мотивировать».
Папа и мама Киры с Мирой могут сами служить прекрасным примером, но что делать неспортивным родителям? Мария советует посмотреть, к чему ребенок предрасположен по характеру и состоянию здоровья и попробовать отдать его в подходящую секцию или кружок. Егор тоже рекомендует поддерживать интересы ребенка, даже если это не спорт:
«Найдите способы участвовать в его увлечениях и обучении, будь то искусство, наука или другие области».
Евгений Цышков, тренер по виндсерфингу, кайту, серфингу и парусному спорту
Дочь Арина (9 лет)
У следующих героев тоже очень спортивная семья. Папа – тренер по водным видам спорта, увлекается МТB, скалолазанием и катанием на лыжах, а мама занималась кайтсерфингом и серфингом. Неудивительно, что Арина пошла по стопам родителей: она профессионально занимается скалолазанием и парусным спортом, а на любительском уровне катается на велосипеде, лыжах и сноуборде.
«Первым в жизни появился велосипед, а точнее, беговел – примерно с двух лет. В три начали учить кататься на лыжах и ходить хайки. Тогда это была больше прогулка по лесу, но основная идея в этом – научить ее получать удовольствие от процесса и понять, что необходимо приложить определенные усилия для достижения цели, – рассказывает папа Арины Евгений. – Постепенно увеличивали расстояния и перепад. Параллельно выходили на яхте в океан, играя в пиратов, где все члены команды выполняют свою роль и помогают друг другу – иначе система не работает».
Евгений считает, что в возрасте двух-трех лет ребенку важно привить ощущение, что он сам может чего-то достигать, но для этого нужно прилагать усилия.
«Я думаю, что это возможно осуществить только на личном примере и только всем вместе, действовать, как единая команда или разделять виды спорта между папой и мамой, – говорит он. – Главное, чтобы в семье не было человека, кто лежит перед теликом на диване или постоянно играет в планшет. Дети – заложники образа жизни родителей! Если родители хотят, чтобы дети занимались спортом, то надо прежде всего самим начать им заниматься».
По словам папы Арины, ребенок должен приходить в секцию, потому что он знает, что этого хочет или хочет попробовать какой-то вид спорта, но не уверен, что ему понравится. А задача тренера – не отбить это желание, а приумножить.
«Я всегда вижу сразу, хочет ли ребенок сам или же его просто отдали родители, потому что им так захотелось. В первом случае все довольно просто: как и со взрослыми, необходимо найти подход и дальше в игровой форме втянуть в процесс. В экстремальных видах спорта важно не испугать. Если привели родители, то, когда ребенок совсем маленький, можно его заинтересовать, а если ему больше десяти лет, то увы – шансов немного».
Детям необходим определенный набор эмоций, если наполнять их жизнь этими эмоциями через активный образ жизни, спорт, путешествия, приключения, то им самим будет хотеться продолжать этим заниматься. К сожалению, в современном мире это все можно заменить гаджетами.
Евгений советует приобщать детей не только к самим тренировкам, но и образу жизни, который окружает ту или иную активность. В случае с парусным спортом это игры и помощь в яхт-клубе, где можно разделить восхищение океаном, ветром, магией парусов и героическими подвигами мореплавателей.
«Смотрите вместе тематические документальные фильмы, спортивные репортажи, восхищайтесь мастерством атлетов. И как после этого ребенок ответит на предложение пойти в секцию парусного спорта? В нашем случае пришлось разговаривать с руководством, чтобы взяли на год раньше, чем разрешено».
Евгений считает, что если у ребенка нет интереса к тому или иному спорту, то подогреть его невозможно. Например, Арину пробовали отдавать на скейт и теннис, но быстро поняли, что ей не нравится: она не каталась и не играла вне тренировки.
«Часто наблюдаю систему наград, когда обещают конфету или купить что-то дорогое. По мне так это окончательно убивает какое-либо желание заниматься спортом. Ибо основная идея – получить эмоции, а здоровье –побочный эффект. В случае с наградами эмоции приходят от конфеты или подарка, и если их не обещают в следующий раз, то делать что-либо дети отказываются».
Александра Ванюшкина
Дочери Валерия и Станислава (11 лет)
Если у детей проявляется интерес к спорту, то родителям остается только их направить. Но что делать, если спорт в жизни есть, а желания им заниматься у ребенка нет? 11-летние близняшки Валерия и Станислава Ванюшкины ходят на синхронное плавание уже семь лет. В этом году юные синхронистки получат звание кандидатов в мастера спорта. Несмотря на все успехи, сестрам приходится непросто.
«Отдать их в синхронное плавание было нашей родительской инициативой – близняшки, мечты о дуэте и прочее. Красивый вид спорта, но жутко тяжелый. Дочек сложно замотивировать, поэтому мотивация одна – всякие «плюшки». Они вроде и медали получают, и по городам ездят, но им это не сильно интересно», – рассказывает их мама Александра.
По ее словам, лучшая мотивация для детей – родительский пример, но в семье Валерии и Станиславы никто не связан со спортом. А объяснить 11-летним девочкам, почему им нужно усердно тренироваться шесть раз в неделю по четыре часа в день сложно. Остается только убеждать, что в будущем им все это пригодится.
«Таких единицы, кто в этом возрасте сами осознают, что им это надо, – говорит мама синхронисток. – Надеюсь, рано или поздно они скажут спасибо, потому что это приучает к дисциплине, режиму дня, фигура будет красивая. Потом все-таки есть какие-то результаты. В этом году они получат кандидатов в мастера спорта, а когда получат мастера через три, то эта корочка даст право работать тренером без образования».
Александра признается, что иногда девочек непросто поднять на тренировку рано утром в выходные дни или в конце сезона. Поэтому, чтобы совсем не отбить у детей желание заниматься, она рекомендует давать им отдых.
«Если упираются и говорят, что не пойдут, то я даю им время передохнуть, потому что все равно это будет неэффективно, а на следующий день они уже нормально, – рассказывает она. – То же самое после сезона, лето проходит довольно лайтово в плане тренировок и потом они начинают с новыми силами».
Анастасия Айдинова
Дочь Даша (12 лет)
Художественная гимнастика появилась в жизни Даши случайно. Когда девочке было пять лет, мама ее подружки по садику предложила вместе сходить на просмотр в спортшколу.
«Я в сторону художественной гимнастики как-то не смотрела, сама в детстве занималась танцами, поэтому думала, что она тоже будет танцевать. Но мама подруги сказала: «Давайте сходим, Даша гибкая, хорошенькая, ее возьмут». Получилось хрестоматийно: мы просмотр прошли, а знакомые наши – нет», – рассказывает Анастасия.
Первые две недели дались ребенку непросто, она плакала и отказывалась ходить на тренировки. По словам Анастасии, если бы так продолжалось и дальше, то пришлось бы оставить занятия или сменить спорт. Она не хотела заставлять дочь, но в итоге к Даше удалось найти подход.
«Любой ребенок предпочтет игру на улице с ребятами растяжке со скамейки или бегу в душном зале и скакалке. Я, честно говоря, подкупала ее: давала после каждой тренировки малюсенький пазл. В итоге она влилась в процесс и больше не плакала. Возможно, мне стоило ей объяснять, какая она будет красивая и сильная, но, честно говоря, для пятилетнего ребенка это не очень убедительный аргумент».
Природные данные сыграли роль. Даша быстро села на шпагат, стала крутить колеса, вставать на мостик, а со стопами пришлось поработать. Со временем гимнастика стала ей более интересна благодаря тренеру, взрослым спортсменкам и атмосфере, окружающей этот вид спорта.
«Когда она была маленькой, я часто возила ее на большие международные и всероссийские турниры, проходившие в Москве, чтобы она могла вдохновляться примером взрослых девочек, – рассказывает мама Даши. – Нам обеим это очень нравилось: там своя атмосфера, выездные магазины с гимнастическими предметами, купальниками, одеждой для гимнасток. Это, конечно, тоже поддерживает позитивный настрой, мотивирует продолжать заниматься».
Анастасия отмечает, что гимнастика – такой вид спорта, в котором поддерживать интерес ребенка помогают его же достижения.
Никто не может садиться на шпагат, задирать ноги, так ловко обращаться с предметами, как гимнастки. В жизни они маленькие звезды среди своих ровесников и, конечно, для них это стимул заниматься дальше, – продолжает мама Даши. – Но одна маленькая хитрость как-то была мной подслушана: тренер в зале, помогая растягиваться на гимнастическом ковре, говорил малышкам: «Давай-давай, тянись за печенюшкой». Это было забавно, мы до сих пор вспоминаем эту фразу, если что-то где-то надо достать. Ну и систему поощрений медалями и кубками тоже нельзя забывать.
По мнению Анастасии, чтобы не отбить у ребенка желание заниматься и помочь ему сохранить хорошие воспоминания о спорте, важно поддерживать его.
«На соревнованиях я видела много разных тактик: как детей ругают, унижают, оскорбляют или наоборот утешают, разбирают ошибки, поощряют похвалой, несмотря на вроде бы явный провал. И точно могу сказать, что сейчас он выслушает ваши оскорбления, но, будучи подростком, бросит спорт и жестокого тренера, проигнорирует требования и угрозы деспотичных амбициозных родителей и не пожалеет ни о чем, – уверена Анастасия. – А у нас сейчас школа становится сложнее, нагрузки больше, но дочь продолжает ходить на тренировки, потому что там у них свой большой и интересный неведомый нам мир».
Сегодня индустрия детского спорта активно развивается и появляется все больше возможностей для общения, активного отдыха и прикладного творчества. Вы тоже обязательно найдете что-то свое! А мы поможем подобрать всю необходимую одежду и экипировку.