8 495 777-777-1
7 мин.

Как настроить велосипед

Новый велосипед мог долго лежать на складе. Поэтому сперва необходимо подтянуть крепежные и соединительные болты. Желательно смазать агрегаты байка, особенно цепь.

Как настроить велосипед

Велосипед мог долго лежать на складе. Поэтому сперва необходимо подтянуть крепежные и соединительные болты. Желательно смазать агрегаты байка, особенно цепь.

Вы можете самостоятельно отрегулировать (если эти регулировки имеются) под свои параметры, рост, вес и привычки:

  • высоту седла;
  • высоту руля;
  • тормозную систему;
  • амортизационную вилку;
  • систему переключения скоростей;
  • манетки (шифтеры);
  • давление в шинах.

СОВЕТ ЭКСПЕРТА

Тонкие регулировки, как правило, присутствуют в профессиональных моделях и нужны для профессиональных же целей. 95% современных велосипедов не позволяют регулировать руль. Вилка — только у велосипедов средней цены и дороже.

А гидравлические тормоза, например, сложно прокачать в домашних условиях, можно лишь отрегулировать положение калипера


Регулировка седла

Седло регулируется по трем параметрам: высота, удаленность от руля и наклон.

Корректная настройка седла означает, что вы не тратите лишнюю энергию и меньше устаете. Плюс это возможность оперативно среагировать для резкого торможения, опустив ногу на землю.

Чтобы настроить, седло нужно:

  • Закрепить его на подходящей высоте над уровнем педалей.

Высота седла над уровнем педалей определяет правильное положение ног при движении и эффективность вращения педалей.

При заниженном седле придется сильно сгибать ноги, что приведет к быстрой усталости и низкому КПД кручения. При завышенной высоте ухудшится сцепление обуви с педалями, что плохо скажется на управляемости.

Посадка в седле велосипедиста
Посадка в седле

Правильная посадка в седле в статичном положении (держитесь за стену): если педаль в крайней нижней точке, нога с поставленной на нее пяткой должна полностью выпрямиться, но не отрываться. Когда вы перенесете на нее носок, она окажется немного согнутой в колене. При езде стопы на педали должны размещаться так, чтобы за ось выходило основание большого пальца.

  • Отрегулировать угол наклона в горизонтальной плоскости.

От угла наклона в горизонтальной плоскости зависит распределение нагрузки на части тела для комфорта велосипедиста (чтобы не уставали руки, ноги, не было давления в тазовой зоне).

СОВЕТ ЭКСПЕРТА

Если вы только начинаете примеряться к велосипеду, седло стоит ставить параллельно земле и какое-то время покататься в таком положении, прислушиваясь к своему организму и отдельным его частям. При возникновении дискомфорта скорректируйте угол наклона.

Часто достаточно незначительных миллиметровых изменений


Угол наклона седла велосипеда
 — Положение «вперед» увеличивает нагрузку на руки и смещает корпус к рулю.  — Сиденье, отклоненное назад, приподнимает верхнюю часть тела, смещая силовой центр в сторону поясницы и брюшной полости.  — «Нулевой» наклон — базовый для катания

  • Смещение по горизонтали относительно центра подседельного штыря (в некоторых моделях).

Выбор положения определяется в зависимости от длины рук велосипедиста.

Смещение седла велосипеда
 — Если до руля далеко и дотянуться до него трудно, необходимо подвинуть сиденье немного вперед.  — В длительных поездках на горном велосипеде смещение по горизонтали можно регулировать в зависимости от ситуации

Регулировка руля

Регулировка руля велосипеда
 — руль шоссейных и гоночных велосипедов;  — руль горных велосипедов;  — руль прогулочного велосипеда

У шоссейных и гоночных велосипедов руль ниже уровня седла, что обеспечивает улучшение аэродинамики, смещение центра тяжести и хорошую маневренность на высоких скоростях.

У горных велосипедов руль также должен быть чуть ниже седла, что обеспечивает велосипедисту хороший баланс.

Руль прогулочного велосипеда располагается выше сиденья, чтобы угол наклона туловища велосипедиста был почти вертикален.

Такое положение максимально удобно для неспешных прогулок по ровной местности, поскольку не дает высокой нагрузки на руки, плечи и поясницу.

Регулировка высоты руля

Чтобы настроить руль, надо отрегулировать его высоту и отцентровать по втулке и по колесу.

Регулировка высоты руля
Некоторые модели можно регулировать и по высоте, и по углу наклона

Не у всех моделей велосипедов есть опция регулировки высоты руля.

Настройка положения руля и выноса

В большинстве случаев велосипеды продаются полностью отцентрованными, но в процессе эксплуатации центровка может нарушиться, и знать, как ее регулировать, будет полезно.

Настройка положения и выноса руля велосипеда
Чтобы отрегулировать руль относительно колеса, нужно зафиксировать переднее колесо между коленями и ослабить крепление выноса руля, поставить его под углом 90° относительно колеса и затем снова зафиксировать крепления

Система выноса руля

На большинстве моделей велосипедов руль крепится отдельно к выносу руля, что позволяет дополнительно отрегулировать положение руля.

Система выноса руля
Для этого при помощи шестигранника требуется ослабить болты, которые крепят руль к выносу, и найти необходимое положение. Болтов может быть от одного до четырех

В большинстве моделей велосипедов произвести регулировку руля не составит большого труда даже для неопытного пользователя; главное — иметь под рукой универсальный набор ключей.

Настройка амортизационной вилки

На ряде вилок настроить нагрузку можно с помощью регулировочного механизма, находящегося в верхней части амортизационной вилки.

Настройка амортизационной вилки велосипеда

При помощи регулировки можно правильно подобрать степень жесткости вилки в соответствии с весом велосипедиста.

Виды настроек амортизационной вилки:

Preload (настройка регулирует жесткость пружины). Создан для настройки вилки под статической нагрузкой.

Rebound (настройка отвечает за отскок или отбой). Удобно используется при частой смене местностей. Для ровной трассы отбой должен быть минимальным, для пересеченной местности — наоборот.

LockOut (некоторые вилки включают в опции возможность полной блокировки одного из положений). Чаще всего используется при подъемах. Также служит для того, чтобы сделать велосипед жестким и сократить потерю энергии при педалировании.

Давление в шинах

Необходимый уровень давления в шинах указывается в единицах «фунт-сила на квадратный дюйм (psi)», а также в барах (BAR):

Давление в шинах велосипеда

Этот показатель не стоит превышать. Пониженное давление в шинах допустимо при катании по мягким или скользким поверхностям, но не подойдет для жестких.

Для точного измерения давления лучше всего использовать манометр. Если его нет, надо проверить, насколько прогибается шина под тяжестью велосипедиста (в норме — не больше чем на 1 см).

Настройка манеток

Манетку (управляет переключателем скоростей) надо установить так, чтобы рука, лежащая на руле, оставалась прямой, а сама она была как бы ее продолжением.

Если манетка направлена вверх или вниз, требуется ее отрегулировать.

Настройка манеток велосипеда
Для этого нужно ослабить крепежные болты и зафиксировать их положение в соответствии с направлением руки

СОВЕТ ЭКСПЕРТА

Затягивать манетки надо осторожно, иначе можно сорвать резьбу


Настройка тормозной системы

Чтобы определить, нужна ли настройка тормозной системы велосипеда, надо поднять переднее колесо, раскрутить его и зажать тормозную ручку: если колесо практически сразу остановилось — все в порядке. Если ручка при остановке касается руля — это верный признак того, что требуется натянуть тормозной трос.

Настройка дисковых тормозов

В работе дисковых тормозов основную роль играет тормозной трос и тормозные колодки. Важно, чтобы колодки находились на равном расстоянии от диска и зазор был минимальным.

Оптимальное расстояние, на котором должны находиться тормозные колодки от диска, — 0,2-0,4 мм. Для того чтобы зафиксировать тормозные колодки на таком расстоянии, необходимо подкрутить специальные болты.

Строение механических тормозов велосипеда
Механические тормоза

Для настройки механических тормозов необходимо:

  • Зафиксировать колесо и ослабить болты на калипере.
  • Зажать ручку тормоза и проверить зазоры.
  • Затянуть болты (или передвинуть тормозную машинку).
  • Удостовериться, что колодки не цепляются за диск, и обязательно протестировать систему торможения в реальных условиях.

Важно! В дисковых тормозах может выйти из строя ротор — металлический тормозной диск. Если ротор имеет сильные деформации, его нужно заменить

Строение гидравлических тормозов велосипеда
Гидравлические тормоза

Для настройки гидравлических тормозов необходимо:

  • Ослабить крепежные болты калипера (тормозной машинки).
  • Зажать ручку тормоза, чтобы колодки прижались к ротору (тормозному диску).
  • Правильно выставить клапаны колодок — они должны располагаться на одинаковом расстоянии от ротора.
  • Продолжая держать ручку тормоза, закрутить болты калипера.
  • Опустить ручку тормоза и проверить работу колодок.

Важно! После настройки нужно удостовериться, что колодки не касаются диска

Настройка тормозов типа V-brake

Строение тормозов типа V-brake

Процесс настройки тормозов типа V-brake:

  • Определить степень натяжения (на перетянутом тросе ручку трудно нажать, на ослабленном ручка «проваливается»).
  • Мелкая регулировка осуществляется с помощью специального винта на тормозной ручке.
  • Если колодки необходимо отрегулировать более значимо, то нужно ослабить болт на тормозной лапке и растянуть или натянуть трос, а затем затянуть болт.
  • Отрегулировать положение колодок (колодки должны быть параллельны ободу).
  • Сжать и отпустить несколько раз тормозные ручки. Рычаги тормоза должны сходиться и расходиться одинаково (отрегулировать это можно винтами натяжения пружины).
  • Протестировать работоспособность тормозов.

Все велосипеды

Правильно настроенный велосипед существенно дольше проработает без ремонта и замены запчастей. За настройкой и обслуживанием велосипеда вы можете обратиться в сервисные центры Спортмастера. Если решите сделать это самостоятельно, понадобятся инструменты, которые вы можете приобрести в нашем онлайн-магазине.

Насколько вам полезен данный материал?