Манящие снежные поля или крутые склоны со скалами, знаменитый краснополянский лес и живописные ущелья Приэльбрусья — пейзажи, которыми любуются фрирайдеры, любители внетрассового катания. Уходя с подготовленных склонов, удаляясь от подъемников, райдеры ступают на дикую территорию гор. Здесь действуют свои законы, в том числе и закон гравитации. Всё, что плохо лежит, может упасть. И во фрирайде это огромные массы прекрасного белого снега, за которым охотятся лыжники и сноубордисты.

Не влезай — убьёт

На какой склон однозначно не нужно идти? Какая погода создаёт лавинную опасность? Как не спустить лавину при спуске? Если вы задаёте себе эти вопросы, ответ один: идти на внетрассовый маршрут можно только в компании профессионального фрирайд-гида. Оценить рельеф, состояние снега, длительность и сложность спуска и прочие факторы может только специально обучавшийся этому человек с годами практики за плечами. Также гид подберет маршрут в соответствии с навыками катания райдера, чтобы внетрассовое приключение принесло максимум удовольствия и минимум рисков.

Лавинная опасность — это сочетание ряда постоянных факторов. Часть из них можно определить визуально, часть можно только исследовать. Чем круче склон, тем он лавиноопаснее (однако огромная лавина может сойти и на сравнительно пологом участке). Сходящийся в узкий кулуар рельеф сам по себе провоцирует сход снега, и здесь важно понимать, что из узкого места уехать от лавины будет просто некуда, в отличие от широкого поля. Лесные лавины абсолютно реальны, наличие деревьев на крутом склоне не обещает безопасность. А вот их отсутствие в отдельных местах (если кругом растёт лес) точно скажет о том, что здесь постоянно сходят массы снега, и деревья просто не вырастают.

К числу факторов, которые надо изучать, относятся погодные условия текущего сезона и особенности региона. Чтобы определить состояние снежного покрова, гид по фрирайду копает шурф — глубокую яму, на стенке которой будут видны все слои снега. Научившись их видеть, вы сможете различать и слежавшийся старый снег, и опасные острые кристаллы, и слои подтаявшей и потом замёрзшей корки, по которой, как по маслу, будут скатываться любые объёмы свежего снега. Этот срез показывает состояние участка — а дальше вступает в игру новый фактор, экспозиция. Северные и южные склоны по-разному принимают и удерживают снежные массы: южные оказываются стабильнее, потому что солнце подтапливает и уплотняет снег. Ветер может образовать опаснейшие ветровые переносы — огромные, неравномерно распределенные по склонам массы снега, как правило наиболее нестабильные после циклона.

Впечатляет? И это ещё не все опасности внетрассового катания. К счастью, культура фрирайда эволюционирует, и сегодня доступны не только архивные советские учебники по лавиноведению, но и короткие, насыщенные практикой и чёткими схемами лавинные курсы. Посещать такое обучение считается хорошим тоном в мировом горном сообществе — так что вливайтесь. В России курсы любого уровня сложности организует Российский лавинный центр, Федерация альпинизма России и сертифицированные гиды по фрирайду. А обучение на профессионального горного гида по международной системе проводит Ассоциация горных гидов России.

Обязательный набор

Как отличить фрирайдеров в очереди на подъёмник? Эти ребята всегда катаются с рюкзаками. Но лежат там не печеньки и шоколадки, а обязательный набор, без которого за пределы трасс выходить нельзя. Бипер + щуп + лопата — базовое снаряжение, которое должно быть с собой в любую погоду и на любом рельефе.

У попавшего в лавину фрирайдера шансы выжить под снегом в первые 15 минут составляют порядка 90%, затем они резко сокращаются с каждой минутой. Поэтому так важны три слагаемых: полный набор снаряжения, быстрая и чёткая спасательная операция, максимально отточенные в ходе тренировок навыки. В экстремальной ситуации на кону может быть чья-то жизнь.

Бипер — он же лавинный датчик — небольшое электронное устройство, работающее на передачу сигнала. Это маячок, который можно обнаружить под снегом с точностью до нескольких десятков сантиметров. Его всегда надевают под одежду. Ни в коем случае не надевайте его поверх куртки и не кладите в рюкзак — так в экстремальной ситуации он не поможет. Обнаружить человека с бипером в лавине помогают те же устройства у других участников команды, включенные в режим поиска.

Лавинные датчики выпускаются давно, но использовать нужно только современные модели — трёхантенные цифровые биперы. Наличие Bluetooth не так важно, как функция маркировки пострадавшего. Если вы точно знаете, что обладатель датчика не будет принимать участие в спасработах — например, покупаете маячок для ребёнка — это можно сразу обозначить консультанту, чтобы существенно сэкономить и купить более адекватную модель.

Проведение поисковой операции требует слаженной работы, поэтому такие навыки нужно тренировать заранее и делать это регулярно. Обычно обучение с закапыванием биперов проводят в начале сезона гиды, горные клубы и даже магазины аутдор-снаряжения.

В ходе тренировки вас научат также пользоваться щупом и лопатой. Щуп — это складной телескопический шест длиной в районе 240-280 см. После обнаружения пострадавшего в лавине при помощи бипера райдеры буквально протыкают снег шаг за шагом, чтобы нащупать человека и понять, как сильно его засыпало. Щупы делают из карбона (ультралегкие) и металла (наиболее прочные и способные пробивать тяжелый снег). Их стоимость начинается от нескольких тысяч рублей.

Первый шаг — найти примерное расположение человекав лавине, второй — обнаружить точное место с помощью щупа. Далее пострадавшего как можно быстрее откапывают при помощи лавинной лопаты. Этот предмет снаряжения нельзя заменить дешёвой складной лопатой из супермаркета. Помните, что счёт времени на этом этапе идёт на секунды. Имеет значение и форма ручки (традиционно у лавинных лопат она Г- или Т-образная), и конструктив сбора (профессиональную модель можно собрать с разным углом ручки), и материал совка (самый надежный, конечно же, металлический сплав). О твердый снег обычная лопата может просто сломаться, ручка может погнуться или будет постоянно выскальзывать из рук. Так что выбирайте проверенное лавинное снаряжение.

Лайфхаки:

  • Привыкните включать бипер в тот момент, когда его надеваете на себя, и выключать только в конце дня. Конечно же, следите за зарядом батареек
  • Не крепите ручку от лопаты или другие предметы снаряжения снаружи рюкзака, даже если это предусмотрено его дизайном. Поверьте, во время катания всё отлично отлетает в сторону, и вы никогда не заметите, в какой момент привязанный инвентарь потеряется. А искать что-то на внетрассовом маршруте практически нереально по многим причинам
  • Всегда застегивайте все стропы и убирайте все шнурки с рюкзака или одежды. При катании в лесу очень легко зацепиться за ветку, а это может привести к травме
Фотограф: Кирилл Умрихин. Лыжник: райдер Columbia, опытный фрирайдер Иван Малахов.

Высокие технологии

Один из продуктов, изменивший мир лавинного снаряжения, — рюкзак с подушкой безопасности. Вшитая в лямки и оборачивающая голову в надувшемся виде «подушка» моментально срабатывает при выдёргивании чеки на лямке. Чека выглядит как ручка, за которую легко можно схватиться в случае попадания в начавшую движение лавину. «Подушка» надувается за несколько секунд и удерживает райдера на поверхности движущихся снежных масс. Кроме физической защиты, подушка реально помогает быстро обнаружить пострадавшего за счёт яркого цвета.

Технологии лавинных рюкзаков различаются. Баллон с кислородом, с помощью которого надувается подушка, бывает одноразовым или перезаправляемым. Услугу по заправке часто можно найти на европейских курортах, где разрешен фрирайд. Перевозка лавинного снаряжения защищена правилами европейской конвенции авиаперевозчиков, об этом скажет прилагаемый к лавинному рюкзаку паспорт изделия, который в путешествиях лучше иметь с собой. Однако при перелётах по России этому вопросу нужно уделять внимание: заранее консультироваться с авиакомпанией и закладывать время на общение со службой безопасности аэропорта. В самом крайнем случае баллон можно выкинуть или отдать провожающему, а на месте купить новый — что, впрочем, доступно совсем не везде.

От теории к практике: заглядывайте за лавинным снаряжением от Black Diamond, одного из ведущих мировых производителей фрирайд и аутдор-товаров.

Сноуборды для внетрассового катания
39 899 ₽
56 999 ₽
-30%
Kemper | Сноуборд Kemper Apex
0
Купить
41 299 ₽
58 999 ₽
-30%
Kemper | Сноуборд Kemper Fantom
0
Купить
51 199 ₽
63 999 ₽
-20%
Head | Сноуборд Head E.B.I. LYT
0
Купить
51 999 ₽
Head | Сноуборд Head Powerhouse LYT
1
Купить
34 999 ₽
49 999 ₽
-30%
Head | Сноуборд Head Lifeline
0
Купить
34 999 ₽
49 999 ₽
-30%
Head | Сноуборд Head Gamechanger
3
Купить
43 199 ₽
53 999 ₽
-20%
Kemper | Сноуборд Kemper Apex
0
Купить
43 199 ₽
53 999 ₽
-20%
Kemper | Сноуборд Kemper Fantom
0
Купить
70 999 ₽
YES. | Сноуборд YES Warca Uninc JPS
0
Купить
51 999 ₽
64 999 ₽
-20%
YES. | Сноуборд YES PYL
0
Купить
Горные лыжи для внетрассового катания
80 999 ₽
Rossignol | Горные лыжи Rossignol Sender 94 TI
1
Купить
58 999 ₽
Rossignol | Горные лыжи Rossignol Blackops 92
0
Купить
58 999 ₽
Rossignol | Горные лыжи женские Rossignol Blackops W 92
0
Купить
110 999 ₽
Rossignol | Горные лыжи Rossignol Sender Free 110 OPEN
0
Купить
60 999 ₽
Head | Горные лыжи детские Head Kore Team + крепления SX TEAM 9.0 GW
1
Купить
103 499 ₽
Scott | Горные лыжи Scott Pure Pow 115
2
Купить
158 999 ₽
Volkl | Горные лыжи Volkl Katana 108
0
Купить
149 999 ₽
Volkl | Горные лыжи Volkl Mantra 102
0
Купить
132 999 ₽
Volkl | Горные лыжи Volkl Kendo 88
0
Купить
84 999 ₽
Blizzard | Горные лыжи Blizzard Rustler 11
0
Купить