Наши PRO-эксперты протестировали велосипед Stern Motion 5.0 в велопоходе по Алтаю. Вот выводы участника эксперимента
Рассказывает Сергей Склизков
Артем Ильинский, участник алтайской велоэкспедиции Спортмастер PRO. Фото: Сергей Склизков
В этом материале мы делимся итогами тест-драйва велосипеда Stern Motion 5.0. Еще рекомендуем почитать рекомендации по настройке велосипеда.
Каждый раз, когда я рассказываю о велопутешествии по Алтаю с командой Спортмастер PRO, меня спрашивают, что это за велосипед и почему мы выбрали именно его.
Stern — это собственная торговая марка Спортмастер. Это рамы собственной разработки, продуманный выбор компонентов, сборка на российском заводе в городе Нерехта Костромской области.
Некоторое время Stern был сосредоточен на велосипедах с компоновкой начального уровня и чуть выше. Но в 2022 году появилось кое-что новое. Stern Motion 5.0 уже претендует на спортивный сегмент: воздушная вилка, переключение спортивного класса Shimano Deore — такой велик уже просится не просто на парковую покатушку, а трассу кросс-кантри с резкими поворотами и крутыми спусками-подъёмами.
Так что ответ на вторую часть вопроса на самом деле довольно простой: это топовый велосипед в линейке Stern Motion и нам всем очень хотелось проверить его в деле.
Stern Motion 5.0 построен на раме из алюминиевого сплава 6061. Трубы гидроформированы для прочности в критичных местах. Проводка тросов внутри рамы — так они лучше защищены от загрязнения, не цепляются при переноске. Что важно для нас — туристические сумки так тоже ставить удобнее. Особенный плюс: в раме сохранили возможность установки багажника и крыльев, есть места для пары фляг внутри рамы.
Размер колёс 29", стандарт de-facto в кросс-кантрийных велосипедах. Не все знают, но посадочный размер покрышек 29" совпадает с 28" или 700с. Так что на этот велосипед можно поставить не только широкую MTB-резину, но и туринговые покрышки поуже, чем я и воспользовался для лучшего наката и неубиваемости.
Переключение передач Shimano Deore 1×10 — это тоже спортивный тренд. Сейчас стараются убрать лишнее, сделать велосипед более специализированным.
Установив сзади кассету с 10-12 звёздами, можно подобрать нужный диапазон передач и избавиться от переднего переключателя — так мы упростим управление и снизим вес. В специальных туринговых велосипедах часто оставляют передний переключатель на две-три звезды для большей универсальности и более плавного подбора передач.
При этом система шатунов с полой осью установлена на каретке с выносными подшипниками — тут низкий вес сочетается с высокой жёсткостью и отличной передачей энергии на колесо.
Амортизационная вилка — рабочий вариант с двумя картриджами: воздушным слева и масляным справа. Для туристических велосипедов обычно выбирают жесткие вилки — они легче, ведут себя более предсказуемо на гружёном велосипеде, на них проще сделать специальные крепления для дополнительного груза. Но в нашей поездке примерно треть пути проходила по таким «дорогам», что передний амортизатор был более чем уместен.
Тормоза — дисковая гидравлика Tektro HD-M275, тоже определенный стандарт доступного и эффективного решения. Есть разные мнения по поводу уместности гидравлического тормоза на туристическом велосипеде. Наш опыт показал, что тормоза этого класса отлично справляются с большинством ситуаций, но на крутых затяжных спусках требуют остановок для охлаждения. Для длительных автономных путешествий большинство выбирает механические системы: их сложнее перегреть, несколько проще отремонтировать «в поле». На стороне гидравлики более мощное торможение и лучшая модуляция.
Все велосипедные запчастиВсе велоинструменты
Что не сломалось в этом велосипеде?
Бюджетный кросскантрийник и 700-километровый горный велопоход с зубодробительными гравийками — казалось бы, что могло пойти не так? И вот что я вам скажу: всё, что ломалось, ломалось по нашей собственной глупости. Давайте по порядку.
Два прокола колеса. Ну это и за поломку не принято считать, тем более что штатные покрышки вся команда меняла. Кто-то поставил помощнее, кто-то — полегче.
На спуске по гравийке из-за сбитых настроек сломался переключатель. И тут всё понятно: от вибрации раскручиваются даже болты, посаженные на фиксатор резьбы. Поэтому надо регулярно проверять все резьбовые соединения, в том числе настройку переключателя, особенно его ограничителей, чтобы переключатель не мог попасть в спицы.
На самом сложном спуске с перевала Кату-Ярык на одном из велосипедов «вскипел» задний тормоз. Более совершенные гидравлические тормоза имеют несколько поршней или радиатор на калипере или больший размер диска или всё вместе. А этим тормозам нужно давать время на остывание, и тогда их хватает с головой.
На одном из великов заклинила вилка. Но это тоже предсказуемо: картриджные вилки не любят езду по камням и ямам с резкими ударами в заблокированном состоянии. Мы чаще всего этим пренебрегали.
Так что обращайся мы с велосипедами аккуратнее, смогли бы избежать поломок полностью. Но наша задача была проверить пределы прочности этих великов, и я считаю, они с честью выдержали все испытания. Ни трещин в раме, ни проблем с бонками под багажник, ни каких-то сложностей с компонентами типа подшипников, которые бы помешали проехать задуманный маршрут, с нами не случилось.
А раз велосипеды выдержали такие издевательства в этом путешествии, то можно быть уверенным, что они в целом достаточно надежны. Для использования в туризме велик напрашивается на некоторую модернизацию — для асфальтовых дорог может не хватать размера ведущей звезды, руль с большим количеством вариантов хвата добавил бы комфорта; возможно, стоит подобрать другие тормоза для использования в горах. Но тогда это будет другой велосипед. А в «стоке» Stern Motion 5.0 — отличный пропуск в большой мир велосипедов от гонок кросс-кантри до путешествий на край земли.
Подобрать одежду и экипировку для езды на велосипеде вы можете прямо сейчас. Либо заходите в офлайн-магазины Спортмастер PRO и проконсультируйтесь по любым вопросам с нашими PRO-экспертами.