Чем смазать цепь велосипеда
Правильный выбор средства может сэкономить вам много сил, времени и нервов
Представьте скромную и незаметную велосипедную цепь. На нее часто не обращают внимание, в отличие от руля, шатунов или рамы, но именно цепь передает энергию райдера на заднее колесо велосипеда. Ее звенья постоянно вращаются вокруг шестеренок трансмиссии, создавая множество точек трения между кусками металла. Из-за этого цепи быстро изнашиваются, иногда их требуется менять по несколько раз в год.
Зачем нужна смазка и почему важно содержать цепь в чистоте
Считается, что цепь следует менять каждые 3000-5000 километров. Но в зависимости от условий езды и выбранного смазочного материала этот интервал может значительно варьироваться в большую или меньшую сторону. Если вы пропустите критический момент износа, придется менять дорогостоящие детали — кассету и передние звезды. Сама цепь стоит недорого, но при худшем сценарии с заменой более важных компонентов цена ремонта может вырасти в несколько раз.
Из этой поучительной истории нужно сделать два основных вывода:
Регулярно смазывайте цепь.
Если цепь грязная, очистите ее перед смазкой.
Если у вас мало времени, просто протрите тряпкой грязь и песок, которые собираются на цепи после поездки, перед тем, как нанести свежую смазку. Так вы будете на шаг впереди любого, кто пренебрегает этим простым ритуалом и забивает на смазку/наносит ее на уже грязную цепь: если между звеньями скопились нечистоты, а вы нанесли лубрикант поверх, то смазка просто затащит их внутрь цепи. До такой обработки грязь собирается только на внешней стороне цепи и ее можно легко устранить, а после она проникает глубже и активно изнашивает всю систему — так будет продолжаться, пока у вас таки не дойдут руки капитально очистить цепь. Если вы оставляете этот элемент трансмиссии грязным, такой подход не только отнимает у вас силы при катании, создавая дополнительное трение, но и стоит вам лишних денег.
Задача лубриканта проста — обеспечить смазку внутренних деталей цепи, при этом предотвращая ее загрязнение настолько, насколько возможно. Есть много смазок, которые неплохо справляются с первым пунктом, но разница между хорошим средством и тем, которое вам стоит избегать, заключается во втором. Чем лучше смазка предотвращает проникновение дорожной грязи, тем дольше вам прослужит цепь и другие элементы трансмиссии. Собственно, смазывают такие средства обычно тоже неплохо.
Самый простой способ борьбы с износом цепи и компонентов — регулярная чистка и смазка. Многие считают, что настолько нежное отношение к велосипеду лучше оставить гонщикам и прочим триатлетам. Но даже если скорость и эффективность педалирования — не то, о чем вы беспокоитесь, возможно, вас больше интересует срок службы байка и экономия на его обслуживании. А если продуктивность в седле вас все же интересует, то вы и сами понимаете, насколько важно внимание к цепи.
Испытания показали, что грязная цепь может стоить велосипедисту до пяти ватт (при постоянной нагрузке в 250 ватт) мощности . Пять ватт не кажутся чем-то слишком серьезным, но учтите, что это число растет по мере увеличения прикладываемых усилий. Еще можно смотреть на проблему так: прирост эффективности, достигнутый за счет более интенсивных тренировок, работой с питанием и покупкой невесомого комплекта карбоновых колес, может быть легко сведен на нет пренебрежительным отношением к цепи.
Как подготовить цепь к смазке
Давайте начнем с нулевой точки, в которой вы распаковываете новенький байк. Во-первых, удалите заводскую смазку, которую наносят на цепь перед установкой. Что бы ни заявлял производитель, ее основная функция — не дать компонентам заржаветь во время хранения и транспортировки в упаковке. Тест показал, что скорость износа заводской смазки Shimano почти в 10 раз выше, чем у топовых средств на рынке.
Но главная проблема в другом: заводская смазка не позволяет высококлассным лубрикантам (особенно на основе воска) оседать на цепи. Если вы нанесете такие смазки на неочищенную цепь из коробки, то на выходе получите грязное месиво. Ничего хорошего ни для трансмиссии, ни для вашего кошелька.
Независимо от того, какую смазку вы используете, у нее есть специальные инструкции по применению, которым стоит тщательно следовать для достижения наилучших результатов. Если вы правильно нанесли средство, на цепи не должно скапливаться много лишнего. Если ваша трансмиссия черная от грязи и оставляет следы на всем, к чему прикасается, значит, произошло две вещи. Во-первых, вы, скорее всего, используете слишком много лубриканта, а во-вторых, вы недостаточно часто чистите трансмиссию.
Инструкции бывают разные, и из ультимативного правила выше есть исключения. Если этикетка сообщает, что средство чистит и смазывает одновременно, — не верьте, это полная чушь. Смазочные материалы не очищают, в лучшем случае — минимально и временно повышают процент смазки в соотношении с грязью. Если вы не удалите загрязнение, это соотношение будет быстро меняться в худшую сторону.
Всегда держите под рукой чистую тряпку. Возьмите за привычку протирать цепь после каждой поездки, чтобы удалять накопившуюся грязь. Наносите смазку только на очищенную трансмиссию, чтобы максимально продлить срок ее службы. В краткосрочной перспективе применение лубриканта с грязной цепью все равно повысит эффективность. Но также ускорит износ: грязь и песок попадут в ролики цепи.

Если вы в основном ездите в хорошую погоду и используете смазку на основе воска, то можете гонять на байке много недель без необходимости глубокой очистки цепи. Стоит вытирать с трансмиссии даже небольшое количество грязи после каждой поездки и добавлять смазку по мере необходимости. Но если вы живете в месте, где поездка в сырую погоду неизбежна (привет, Россия девять месяцев в году), придется проводить глубокую очистку чаще.
Езда в мокрую погоду — экстремальное испытание даже для лучших смазочных материалов. И, к сожалению, волшебного решения не существует. Цепь выполняет огромный объем механической работы при очень высокой нагрузке. Все время, пока она это делает, колеса заливают ее водой с дороги, — а вода очень хорошо переносит абразивные загрязнения на цепь. Если вы катаетесь в сырую погоду (или штурмуете броды на гравийных заездах), тщательно очищайте цепь после каждой поездки, чтобы продлить жизнь трансмиссии.
Как правильно смазывать цепь на велосипеде
Самая распространенная ошибка — использование гораздо большего количества смазки, чем требуется. Если ваша цепь черная от грязи, скорее всего, вы добавили слишком много лубриканта и не вытерли его излишки. В этом случае очистите цепь и начните все сначала. Смазку нужно наносить только на сами ролики. Ее избыток на других частях цепи (или значительная влажность цепи от смазки) приведет только к загрязнению трансмиссии.
Все смазки имеют точные инструкции по применению. Важно следовать этим рекомендациям (во всем, кроме бредовых рекламных заходов, вроде описанного выше) при нанесении любого из этих продуктов на цепь, если вы хотите получить от средства максимум. Многие из них требуют нанесения строго по одной капле на каждое звено цепи. Некоторым такое обслуживание нужно только во время первого применения, а для повторного смазывания достаточно всего 12-15 капель на всю цепь.
У многих смазок есть время схватывания: вам нужно дать лубриканту время, чтобы впитаться в цепь. Процесс может занять от нескольких часов до целого дня. Если хотите, чтобы трансмиссия была в порядке, никогда не смазывайте цепь непосредственно перед поездкой. Лучше всего наносить новую смазку после того, как вы очистили цепь (или хотя бы протерли ее как можно лучше) и дали ей высохнуть, если применяли жидкие средства. Перед поездкой следует вытереть излишки, чтобы на цепи не оседала дополнительная грязь.
Как часто нужно смазывать цепь велосипеда
Главный фактор — условия езды. Как уже говорилось, влажная погода — главный враг для цепи и смазочных материалов, но давайте для простоты предположим, что речь идет в основном о километрах на сухом шоссе. Обычной смазки должно хватить на 90-200 километров, некоторые лубриканты более долговечны и могут сохранять свойства до 500 километров. Но в идеальном мире вы добавляете смазку каждые 2-3 поездки, чтобы поддерживать плавность хода, и протираете цепь после каждого выезда, чтобы она была чистой.
И все же самое важное — то, где и в какую погоду вы катаетесь. Тест показал, что одна и та же смазка будет держаться почти 800 километров в условиях использования только на сухом асфальте, но потребует повторного применения при использовании на проселочных дорогах уже через 225 километров. Так что дело далеко не только в дистанции. Если думаете о том, чем смазывать цепь горного велосипеда, используемого по прямому назначению, то ваши выводы будут отличаться от тех, которые сделает, например, городской райдер на синглспиде.
К сожалению, не существует универсального руководства по тому, как часто нужно смазывать цепь. Срок автономной службы будет сильно варьироваться в зависимости от того, какую смазку вы используете, и от условий езды. Если вы катаетесь часто и много, то скорее всего в какой-то момент сможете определять критический момент по звукам трансмиссии и ощущению от езды. Следующий шаг — определить обычный километраж до этого момента и начать смазывать цепь чуть заранее.
Чем можно смазать цепь велосипеда в домашних условиях
Мокрая смазка
Мокрые смазки предназначены для езды во влажных условиях и, как правило, содержат синтетические масла повышенной вязкости. При использовании такого лубриканта вы получаете больше смазки на миллилитр, а высокая вязкость означает, что средство прослужит дольше и будет гораздо меньше подвержено вымыванию, если вы столкнетесь с водой.
Эти же свойства делают мокрые смазки магнитом для грязи и пыли (особенно при чрезмерном нанесении). Еще они не так эффективны, как более жидкие средства, из-за дополнительного трения. Лучшая практика для этого типа смазки — наносить ее на каждое звено цепи и вытирать излишки перед поездкой.
Сухая смазка
Сухие смазки, как правило, представляют собой жидкость-носитель, предназначенную для доставки «смазывающего» компонента лубриканта внутрь цепи. Затем жидкость испаряется, оставляя после себя относительно сухую и хорошо смазанную цепь. Большинство сухих смазок недолговечны, потому что количество реальной смазки в них невелико, а значит, для поддержания нормальной работы цепи средство нужно наносить часто.
Другой нюанс: даже когда велосипедисты дают смазке достаточно времени до выезда, чтобы испариться, большинство сухих смазок не высыхают полностью и продолжают накапливать загрязнения. Многие райдеры предпочитают именно сухие смазки: они наиболее просты в использовании, обеспечивают относительную чистоту трансмиссии (если вы не забываете протирать цепь после добавления лубриканта), а в идеальных условиях сухая смазка обычно работает хорошо.
Керамическая смазка
Производители начали активно выпускать такие смазки в последние несколько лет, смело заявляя о повышении производительности (и одновременно поднимая цены). Но не всегда ясно, что именно такие средства содержат и какие преимущества дают по сравнению с другими типами лубрикантов.
Один из производителей таких средств утверждает, что керамическая смазка включает крошечные «керамические частицы», благодаря которым трение в системе ниже, чем при использовании стандартных сухих и влажных смазок. В открытом доступе пока мало данных, подтверждающих, что керамические лубриканты действительно обеспечивают заявленный эффект.
Восковая смазка
Смазочные материалы на основе парафина (да-да, того самого, из которого делают свечи) в последние годы приобрели огромную популярность благодаря высокими показателями эффективности, долговечности и устойчивости к загрязнениям. Парафиновые лубриканты обычно представляют собой смесь частиц парафина высокой степени очистки с тефлоном и жидкостью-носителем.
При правильном нанесении средство образует на цепи твердый, почти сухой слой смазки с низким коэффициентом трения. Эта особенность не позволяет загрязняющим веществам и всему, что это трение повышает, прилипать к цепи, проникать в ее внутренние части или покрывать детали трансмиссии.
Недостаток восковых смазок — необходимость тщательной очистки цепи перед применением. Если этого не сделать, воск не прилипнет к металлу и не высохнет должным образом. Еще такому лубриканту нужно много времени для схватывания — в идеале велик нужно оставить на ночь.
Погружение в расплавленный воск
Если вы хотите получить самую быструю и эффективную трансмиссию, лучше всего использовать именно этот метод. Процесс такой: тщательно отполированную цепь погружают в нагретую емкость с высокоочищенным парафином и другими добавками. Учтите, обычная восковая смазка — это другое, не стоит выливать ее в кастрюлю и кипятить на медленном огне.
Воск для обработки подобным методом — это отдельный (велосипедный) продукт. Вы можете приобрести ингредиенты самостоятельно, но для обеспечения оптимальных характеристик и чистоты в специальных смесях используется более рафинированный парафин, чем тот, который обычно доступен в магазинах.
Под воздействием тепла компоненты цепи расширяются, позволяя смазке полностью проникнуть во все ее части и вымыть загрязнения. После такой процедуры воск застывает, образуя абсолютно сухой, твердый слой смазки на каждой детали.
Теперь вы знаете все необходимое для грамотного ухода за велосипедной цепью. Эта мысль разлита по тексту ровным слоем, как жидкий лубрикант, но повторим ее в завершении: внимательное отношение к трансмиссии повысит вашу производительность на дороге, сохранит ресурс важных частей байка и поможет сэкономить значительную сумму.
Подобрать одежду и экипировку для езды на велосипеде вы можете прямо сейчас. Либо заходите в офлайн-магазины Спортмастер PRO и проконсультируйтесь по любым вопросам с нашими PRO-экспертами.