Виктор Капитонов (на фото слева). Bundesarchiv/Wikimedia Commons

Сборная СССР дебютировала на летних Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году. Первые медали в велоспорте завоевали только с третьего раза — в Риме на Олимпиаде-1960. Сначала четыре спортсмена добыли бронзовые награды в командной гонке, а потом Виктор Капитонов победил в групповом заезде. В этой статье мы подробнее расскажем о первом советском олимпийском чемпионе в шоссейных велогонках.

От коньков к велосипеду

В подростковом возрасте парень из города Калинин занимался конькобежным спортом и показывал неплохие результаты: однажды даже выиграл забег на 500 метров на чемпионате Москвы. После очередной победы Виктору вручили приз, который предопределил его дальнейшую судьбу, — велосипед.

Раньше профессиональные конькобежцы постоянно использовали велоспорт в тренировочных целях в теплое время года. Велосипедисты делали то же самое — зимой поддерживали форму на коньках. В свободное время Капитонов не слезал с велосипеда и постепенно начал остывать к конькобежному спорту.

Виктор работал на местном вагоностроительном заводе, где трудились его родители. Первая серьезная велогонка случилась с подачи предприятия — юного слесаря отправили на 20-километровый кросс, в котором пригласили участвовать представителей разных трудовых коллективов. Капитонов победил и окончательно переключился на велоспорт.

Неудачи по пути

В 1952 году, когда команда СССР впервые приехала на летнюю Олимпиаду, 19-летний Виктор выиграл чемпионат Московской области и привлек внимание тренеров сборной. Спустя три года он получил звание мастера спорта и в 1956-м отправился на Олимпиаду в Мельбурн.

Большую часть групповой гонки в Австралии Капитонов шел среди лидеров, но незадолго до финиша упал из-за проколовшейся трубки. Советский гонщик претендовал на пьедестал, а в итоге закончил заезд лишь на 32-й позиции с отставанием от третьего места почти в семь минут.

Капитонов стабильно выдавал хорошие результаты на международных стартах, но такие неудачи случались регулярно. В 1959-м на первом этапе «Велогонки Мира» в Берлине Виктор так сильно упал на бетон, что немецкие врачи с трудом могли смотреть на разодранную ногу от бедра до голени. Доктора настоятельно рекомендовали сняться с соревнований, но атлет через боль проехал еще 12 этапов. Благодаря этому поступку советская сборная выиграла командный зачет.

Римское пекло

К Олимпиаде-1960 в столице Италии установилась невыносимая жара: днем столбик термометра доходил до отметки в 45 градусов по Цельсию. Крутить педали в таких условиях — занятие не из приятных. Правда, организаторов капризы природы не смутили. 26 августа под палящим солнцем состоялась командная раздельная гонка.

Из-за ужасных погодных условий в больницу с солнечным ударом попали 15 спортсменов. Один из них, 23-летний датчанин Кнуд Йенсен, упал без сил во время гонки и получил черепно-мозговую травму — в госпитале он скончался. Лучше всех с жарой справились итальянцы, которых местные болельщики постоянно окатывали водой. Серебро досталось Объединенной команде Германии.

Сборная СССР вместе с Виктором Капитоновым получила бронзовые медали, но исход мог быть плачевным. Советский велогонщик Алексей Петров около 15 километров ехал «на автомате» практически без чувств, а после финиша просил партнеров дать ему спокойно умереть. Следующие три дня Петров не поднимался с кровати.

Почти фатальный просчет

Советская делегация учла опыт хозяев и к групповой гонке 30 августа позвала на помощь свободных спортсменов, тренеров и журналистов. Каждый советский гражданин, добравшийся до трассы в тот день, имел при себе ведра, банки и полиэтиленовые пакеты с водой.

Участникам масс-старта предстояло преодолеть 175 километров — большую часть дистанции никто не вырывался вперед, экономя силы. Примерно за 45 километров до финиша Капитонов прибавил. Подхватить взвинченный темп удалось только итальянцу Ливио Трапе, который уже примерил золотую медаль несколькими днями ранее.

Виктор Капитонов: первый велогонщик из СССР с золотом Олимпиады
Виктор Капитонов. Bundesarchiv/Wikimedia Commons

Спортсмены работали в тандеме и не давали друг другу расслабляться, а преследователи не могли к ним подобраться. Но жара все же повлияла на ход гонки: Виктор сбился со счета и начал финишировать на круг раньше. Спурт, пересечение черты впереди Трапе, радостный взмах рукой — только никто не поздравляет, а итальянец продолжает ехать.

Когда Капитонов осознал, что до конца гонки еще 15 километров, главный конкурент оторвался примерно на 500 метров. Итальянские журналисты приступили к подготовке материалов об очередном золоте своего спортсмена, а местные болельщики принялись праздновать неминуемую победу. Но Виктор не сдался и пустился в погоню.

Нервный триумф

Ливио явно растерялся от свалившегося на него преимущества и, видимо, немного сбавил темп. Иначе как еще объяснить тот факт, что Капитонов настиг итальянца после такого провала? Оба настолько устали и эмоционально выгорели, что постепенно к ним начал подбираться пелотон из 38 гонщиков.

Капитонов и Трапе соперничали и до Олимпиады. На одной из «Велогонок Мира» они тоже до последнего поочередно лидировали. Тогда победил итальянец — он обогнал советского велогонщика примерно на колесо.

В Риме сценарий повторялся. За 300 метров до финиша спортсмены шли вровень. 27-летний Капитонов выбрал тактику выжидания — он был твердо уверен, что более молодой Трапе не выдержит и ускорится слишком рано. Прогноз подтвердился: итальянец рванул первым.

Виктор сравнялся с соперником за 20 метров до финиша и пересек черту. Он обогнал оппонента всего на полколеса — получился знатный реванш. Ливио расплакался в окружении кучи местных болельщиков, а Виктор предвкушал не золотую медаль — его больше интересовало эскимо на палочке. Но потом слезы настигли и чемпиона — при прослушивании гимна на награждении. Трапе и Капитонов обнялись для фото и излучали уважение друг к другу. Через несколько лет итальянец назвал сына Виктором.

Инновационный подход

На следующую Олимпиаду в Токио прославленный гонщик не полетел. Он закончил с выступлениями и сконцентрировался на тренерской работе. При этом олимпийский чемпион не хотел пробивать дорогу громким именем — Капитонов сменил квартиру в Москве на студенческое общежитие в Ленинграде, чтобы получить знания в институте физической культуры имени Лесгафта.

Через год после выпуска дипломированному специалисту предложили возглавить команду СССР по шоссейным велогонкам. Виктор Арсеньевич не сразу принял приглашение. Он понимал — его работа в сборной ничего не изменит без перестройки системы. В период с 1952 года по 1966 советские мужчины завоевали всего три призовых места из 78 возможных на соревнованиях высшего класса. В двух из трех случаев на пьедестале стоял как раз Капитонов.

Бывший спортсмен выдвинул два условия. Во-первых, молодой тренер предложил не задействовать гонщиков во всех возможных заездах, а каждого готовить к конкретному важному старту. Во-вторых, Виктор Арсеньевич настаивал на изменении тренировочной программы, в рамках которой спортсмены бесцельно наматывали сотни километров.

Капитонову пошли навстречу, и результат проявился в первый же год работы. В 37 лет бывший олимпийский чемпион привел сборную к победе в командной гонке на чемпионате мира в Лестере. Виктор Арсеньевич рулил национальной командой 18 лет и подарил стране 13 чемпионов мира и столько же олимпийских чемпионов.


Если после этой истории вас все еще что-то останавливает от покупки велосипеда, то просто знайте, что Капитонов одержал легендарную победу в Риме на велосипеде туристической модификации. Современные модели намного комфортнее, поэтому не засиживайтесь и отправляйтесь навстречу приключениям.

Шоссейные велосипеды
151 900 ₽
163 900 ₽
-7%
Новая коллекция
Giant | Велосипед Giant Contend 0 - 2022
0
Купить
63 530 ₽
Format | Велосипед туристический Format 5223 650B (650B 9 ск. рост. 540 мм) 2023, бежевый-мат, IBK23FM27441
0
Купить
101 640 ₽
Format | Велосипед дорожный FORMAT 5222 650B (650B 16 ск. рост. 540 мм) 2023, темно-зеленый, IBK23FM27434
0
Купить
357 000 ₽
369 000 ₽
-3%
Giant | Giant велосипед TCR Advanced 1 Disc-Pro Compact - 2022
0
Купить
378 000 ₽
399 900 ₽
-5%
Giant | Giant велосипед Propel Advanced 2 - 2023
0
Купить
397 000 ₽
419 000 ₽
-5%
Giant | Giant велосипед TCR Advanced 1 Disc Pro Compact - 2023
0
Купить
397 000 ₽
419 000 ₽
-5%
Giant | Giant велосипед TCR Advanced 1 Disc Pro Compact - 2023
0
Купить
430 000 ₽
449 000 ₽
-4%
Giant | Giant велосипед TCR Advanced 1+ Disc Pro Compact - 2023
0
Купить
378 000 ₽
399 900 ₽
-5%
Giant | Giant велосипед Propel Advanced 2 - 2023
0
Купить
118 000 ₽
123 900 ₽
-5%
Giant | Giant велосипед Contend 1 - 2022
0
Купить
118 000 ₽
123 900 ₽
-5%
Giant | Giant велосипед Contend 1 - 2022
0
Купить
118 000 ₽
123 900 ₽
-5%
Giant | Giant велосипед Contend 1 - 2022
0
Купить
Солнцезащитные очки для велосипедистов
2 799 ₽
Uvex | Солнцезащитные очки Uvex Sportstyle 204
60
Купить
2 799 ₽
Uvex | Солнцезащитные очки Uvex Sportstyle 204
50
Купить
2 999 ₽
Uvex | Солнцезащитные очки Uvex Sportstyle 215
38
Купить
2 999 ₽
Uvex | Солнцезащитные очки Uvex Sportstyle 215
26
Купить
2 999 ₽
Uvex | Солнцезащитные очки Uvex Sportstyle 215
16
Купить
2 199 ₽
Uvex | Солнцезащитные очки Uvex Flash
33
Купить
2 199 ₽
Uvex | Солнцезащитные очки Uvex Flash
41
Купить
2 799 ₽
Uvex | Солнцезащитные очки Uvex Sportstyle 218
40
Купить
2 799 ₽
Uvex | Солнцезащитные очки Uvex Sportstyle 218
45
Купить
11 999 ₽
Uvex | Солнцезащитные очки Uvex Sportstyle 802 V
2
Купить
11 999 ₽
Uvex | Солнцезащитные очки Uvex Sportstyle 802 V
6
Купить
2 799 ₽
Uvex | Солнцезащитные очки Uvex Sportstyle 223
29
Купить