Фото: Владимир Дмитриев @pepel.i.mel

Гревел — молодое направление велоспорта, которое пока только набирает популярность в России. В массе велосипедисты делятся на тех, кто гоняет по асфальту на байках с тонкими невесомыми рамами и узкими покрышками, и тех, кто штурмует бездорожье на великах с амортизаторами и прямым рулем.

Первые предпочитают шоссейные велосипеды, вторые — горные или MTB. Исторически это два больших и очень разных направления, которые редко пересекаются. Гревел — что-то среднее: гравийный велосипед будет уместно смотреться в черте города или на асфальтовой трассе с редким трафиком, а если нужно — справится с бездорожьем и сделает это на скорости.

Пока в гравийный велоспорт чаще всего попадают через одно из двух более массовых направлений. Сообщество райдеров, предпочитающих золотую середину, в России пока невелико, зато очень привержено своему хобби: в стране, где словосочетание «велосипедная инфраструктура» актуальн0 в лучшем случае в течение шести месяцев в году, нужно по-настоящему любить двухколесный спорт, чтобы им заниматься, — тем более нишевый.

Все особенно грустно для гравийных сектантов из Москвы: например, в Питере достаточно сесть на электричку, чтобы через пару часов оказаться в Карелии, полной красивой природы и подходящих дорог. В окрестностях столицы с трудом найдется больше десятка общеизвестных треков, подходящих для гревела.

Местные гравийные заезды с большой натяжкой можно назвать массовыми, но они все же проводятся — силами отдельных энтузиастов. Один из них — Анатолий Нестеров из Тарусы в Калужской области. Анатолий занимается популяризацией спорта среди местных жителей и вообще всех велосипедистов в зоне досягаемости. Он уже несколько лет организует заезды в разных дисциплинах — в том числе гравийные. Мы поговорили, чтобы узнать: где Анатолий ищет мотивацию и почему гревел — особенный спорт.

Анатолий Нестеров. Фото: Кирилл Маценов

Про любовь к велосипеду

Я увлекаюсь велоспортом с раннего детства и всегда хотел заниматься им профессионально, но обстоятельства сложились так, что в итоге я попал в триатлон — велосипед пришлось разбавлять бегом и плаванием.

Про организацию заездов

Лучший способ добиться прогресса в велоспорте — участие в гонках. Заездов было мало, поэтому я решил организовывать их самостоятельно. К участию приглашаются все желающие — и я гоняю вместе с остальными. Идея именно гравийных стартов у меня появилась четыре года назад, а сейчас, несмотря на сложности, я хочу сосредоточиться именно на этом направлении. Заезды проводятся в Московском регионе, где у нас уже есть восемь знакомых локаций. Я постоянно ищу новые направления и маршруты.

Почему именно гравийные гонки

Это не только спорт, скорее образ жизни, которому одновременно свойственны ощущения свободы и единения с близкими по духу людьми. А еще это сильный инструмент правильного и всестороннего воспитания молодежи: регулярная активность и участие в соревнованиях, принадлежность к сообществу, нахождение на природе помогают юному человеку познать себя и окружающий мир, стать мужчиной в лучшем смысле этого слова.

Сколько заездов уже удалось провести

В сезоне 2023 года я организовал почти 40 велогонок, из которых 10 — гравийные. Всего за восемь лет проведения ивентов состоялось более 200 заездов в разных дисциплинах. Самая массовая гравийная гонка получилась в Тарусе в 2022 году — на старт двух дистанций (60 и 90 км) суммарно вышли 115 участников.

О мотивации и о том, как получается совмещать организацию гонок с бытом

Думаю, моя деятельность имеет общественную пользу — только так можно жить достойно и счастливо. Когда убеждения и стремления правильные, соответствуют личной природе, то для любого, даже самого сложного дела найдутся силы и время. Организация гонок не приносит мне доход, скорее наоборот — это значительная часть расходов. Материальное не делает человека богатым — мое богатство в увлечении велосипедом и в людях, которые рядом.

Что дальше

В следующем сезоне важно учесть все организационные ошибки, к этому приложу максимум усилий. А еще надеюсь собрать команду единомышленников — вместе получится сделать гораздо больше для развития гравийных гонок. Планирую провести как минимум три заезда: один на 150 и два на 90 километров. Если будет интерес и поддержка, стартов будет больше.

Все для велоспорта

Купить


Среди участников летних и осенних заездов, организованных Анатолием Нестеровым, был Андрей. Показательно, что в одной из гонок он даже победил — финишировав первым из всего трех участников. Мы расспросили райдера о том, каким был его путь в велоспорте и почему он в итоге привел к гравийным стартам.

Как в жизни Андрея появился велоспорт

Как и с любым другим хобби — через друзей. В старшей школе многие мои одноклассники катались по Москве на фиксах, в том числе на учебу. Фиксы мне казались слишком страшными и неуправляемыми, да и карманных денег бы не хватило на велик, поэтому я начал кататься на уроки на MTB, который мне подарили на какой-то из дней рождения.

Это не к тому, что MTB — не круто, просто сейчас мне кажется странным рассекать по городу на горном байке: он же совсем для другого. То ли перед 11 классом, то ли перед первым курсом мне подарили первый шоссейник, и я был без ума от счастья. Хотя уже на тот момент он был немного морально устаревшим, для первого дорожного байка более, чем сгодился.

Я гонял на нем везде: на учебу, в кино, на встречи с друзьями, на дачу к другу в Переславль-Залесский, в бары — последнее никому не рекомендую. В общем, если вещь может стать настоящим другом, это было то самое. После первого курса института я вместе с тем шоссейником проехал всю Европу от Варшавы до Барселоны.

Говорю «с ним», а не «на нем», потому что были нюансы. В польскую столицу байк прилетел очень побитым, и я до сих пор удивляюсь, как он дожил почти до финальной точки. Между пунктами я по большей части перемещался на автобусах, а уже внутри — на велике. Берлин, Кёльн, Париж, Тулуза — эти города были на моем пути и каждый я изучал за рулем велосипеда. Очень советую — отличный способ посмотреть на архитектуру и людей, проникнуться местом с позиции, почти противоположной туристической.


У меня была запланирована пара длительных заездов, второй — из Жироны до Барселоны, конечной точки. В тот день велик подвел меня в нескольких километрах от старта — сказались последствия небрежной транспортировки. Пришлось пешком идти до аэропорта, оттуда автобусом обратно в город и поездом до Каталонии. Но в целом — крутейший опыт, один из самых ярких в моей жизни.

Вел прослужил мне верой и правдой еще несколько лет, но постепенно я понял: хочу что-то посолиднее. На том шоссейнике стояла простейшая система, рама была алюминиевая. Стандартом для индустрии постепенно становились байки из карбона, и мне очень хотелось попробовать покататься на подобном: такие велики значительно легче, а значит, быстрее.

Девушка сделала мне сюрприз на день рождения — собрала дань со всех друзей и подарила деньги, которые стали, по сути, первым взносом. Мы тогда были на каникулах в Бордо, снимали мелкий одноэтажный домик. На радостях я выпрыгнул из окна и бегал по улице, как полоумный.

Я поднакопил еще и взял полностью карбоновый шоссер одного из самых крутых брендов на рынке. Моей любимой фишкой стало предлагать друзьям поднять его. Для тех, кто не в теме, сложно представить, что байк может быть настолько легким — он весил в районе семи килограммов.

На нем я прокатался несколько очень счастливых сезонов. Карбоновый шоссейник — самый быстрый, хоть и немного стремный способ передвижения по городу, крутая физическая активность. Поначалу было трудно привыкнуть к тому, что его немного сносит от сильного ветра из-за совсем небольшого веса, но большую часть времени я чувствовал себя за рулем ракеты.

Как шоссейник уступил место гревелу

В 2017-2018 годах появился проект «Цуклинг». Чувак гонял на турингах и гравийниках в какие-то сумасшедшие путешествия по самым диким уголкам России и после каждой поездки делал очень атмосферный видос — жутко хотелось так же. Опыт путешествия по Европе был крутым, но велосипедный трип с палаткой и спальником — совсем другое.

Потом тот же парень начал организовывать гравийные заезды под Петербургом, гонка называлась Gravel King — «король гравия». Друзья гоняли туда просто ради тусовки: поддержать знакомых, пожарить сосиски на костре, отдохнуть в лесу, покупаться в озере. Я смотрел видеоотчеты оттуда и завидовал — ламповой атмосфере, самобытности, гонщикам.

Самое крутое в гревеле — что ты едешь чуть медленнее, чем по шоссе, по дорогам, по которым на любом другом байке в такой же манере ты не прокатишься. При этом и в городе на гравийнике ты чувствуешь себя уместно: у него та же геометрия, что и у шоссейника, только он тяжелее и колеса шире и агрессивнее. В общем, я постепенно западал.


А в 2021 году на Reverse race — гонку от части команды организаторов Gravel King — заявились мои друзья. Я как раз был тогда в Питере и поехал вместе с ними. Там меня немного переклинило: понял, что шоссейник — это круто, но немного однообразно и скучно. Хочется иметь свободу, которую дает гравийный байк, с возможностью проехать почти везде — и сделать это быстро.

Еще с моим карбоновым монстром была такая проблема: мне все время становилось страшно, что его украдут, слишком уж он красивый и навороченный. Решил, что он круче, чем мне сейчас нужно, и счастливо от него избавился. Вот уже два года я гоняюсь на гравийнике. А в этом сезоне даже проехал пару гонок, помимо десятка самостоятельных заездов на 80-100 километров.

Почему гревел — это другое

Я уже в разной форме говорил об этом, но нужно суммировать. Гревел — для меня и для многих других — не про спортивный результат, победы в заездах и подобные вещи. Скорее про общность людей и ценности, которые они разделяют, свободу, возможность на много часов оказаться с самим собой далеко от города.

На будущий сезон в планах еще больше заездов, но моя мечта — отправиться в автономное влопутешествие. У меня несколько лет без дела лежат специальные сумки для байкпакинга, купил их еще на шоссейный велосипед. Осталось собрать легкий и компактный экип, определиться с направлением и решиться. Надеюсь, в ближайшие годы все получится.

Как Андрей попал на гонки Анатолия

Летом 2023 года я много катался сам, а потом в соцсетях у подруги увидел анонс гонки «Покрова». Мне показалось, что это что-то очень похожее на Gravel King и Reverse, которые я не успел застать в статусе участника. Ивент стал ярким летним впечатлением: кемп, трасса, атмосфера соперничества — это очень захватывает.

Вот тут можно почитать про организацию «Покровов» от первого лица: про разборки с местными, истерики, помощь родных и много-много хорошего, что случилось вокруг заезда.

После «Покровов» я начал искать другие мероприятия похожего формата и наткнулся на Gravelcyclist. На первый заезд я приехал без шлема, и Анатолий отдал мне собственный, чтобы я безопасно прошел дистанцию. С тех пор и до конца сезона я поучаствовал еще в нескольких гонках — Анатолий проводил их почти каждые выходные.

Гревел — уникальная велосипедная дисциплина, совмещающая интересное и увлеченное комьюнити с возможностью эскапизма, которого часто так не хватает современным жителям мегаполиса. Если хотите узнать больше о сути спорта, читайте материал по ссылке. А если решились на самостоятельные приключения и участие в гонках, выбирайте все необходимое в ассортименте Спортмастера.