Что лучше — самокат или велосипед
Плюсы и минусы двух разных видов двухколесного «транспорта»
Такая дилемма возникает, когда человеку нужны универсальные «колеса», чтобы при необходимости доехать из пункта А в пункт В, развлечься с друзьями или семьей, найти удобный дачный транспорт, просто иногда прокатиться с ветерком в парке или вдоль набережной.
Вопрос такого выбора точно не будет стоять перед триатлетом или желающим принимать участие в веломарафонах. И любитель трюковых самокатов тоже не будет искать педали в качестве альтернативы. Поэтому сравним универсальный велосипед (горный, городской и даже электрический — не так важно) с электросамокатом, потому что последний приобрел в последние годы у нас огромную популярность.
Велосипед
Два колеса, руль, седло и педали. Главная особенность велосипеда в том, что вы сидите на нем верхом и вращаете педали. Да, вы можете найти множество картинок, когда мужчина в деловом костюме или женщина в элегантной юбке едет на велосипеде. В ряде европейских городов (особенно в странах Скандинавии, Италии и в Нидерландах) такое запросто можно увидеть своими глазами, но в нашей стране велосипед как вид транспорта для повседневных поездок на работу и с работы развития так и не получил.
У нас это чаще способ активного отдыха, развлечения или спортивный снаряд. Верхом на велосипеде можно вспотеть, замараться, замерзнуть, промокнуть, следовательно, он ближе к досуговому или даже дачному использованию.
Плюсы велосипедов
Кайф. Да, именно удовольствие от катания, чувство полета, радостные воспоминания из детства. Если вы неравнодушны к велосипеду, то будете испытывать это ощущение каждый раз, едва оттолкнетесь ногой от земли.
Тренировка. Катание на велосипеде — это циклический вид спорта, он дает нагрузку на сердечно-сосудистую систему и в этом смысле похож на бег, плавание или беговые лыжи. Педали также позволяют как следует прокачать мышцы ног, ради интереса посмотрите, как выглядят ноги гонщиков на велотреке. Так что любая прогулка на велосипеде, если пульс при этом поднимется выше 110-130 ударов в минуту, уже может считаться тренировкой.
Проходимость. Велосипед позволяет ехать по асфальту, плитке, брусчатке, по гравию, грунту, даже по песку и по грязи. Можно запрыгнуть на бордюр или проехать вброд неглубокий ручей. Можно спешиться и провести велосипед в крутую горку, не особо напрягаясь.
Ремонтопригодность. Конструкция обычного велосипеда проста, даже если у него 30 передач и дисковые гидравлические тормоза. Если рама цела, все остальное делается на раз-два. Все или почти все можно сделать своими руками с минимальным набором инструмента, даже если вы совершеннейший гуманитарий. Или обратиться в сервис для ремонта и обслуживания.
Грузоподъемность. Эта опция — не только для курьеров. Велосипед — отличный напарник в путешествиях, будь то туринг или байкпакинг. В сумках или на багажниках можно запросто увезти все для долгого автономного велопохода. А для дачных поездок в магазин достаточно банальной корзинки на руле или багажника сзади. К велосипеду и прицеп можно приладить, так иногда катают собак.
Детское кресло. Да, его можно запросто поставить на велосипед, чтобы отправится в велопрогулку с маленькими членами семьи. Не забываем про безопасность: шлемы и световозвращающие элементы!
Компактность. Велосипед — легкий, обычно в пределах 15 кг. Есть способы перевозить его внутри автомобиля и на специальном багажнике. А если выбрать складной вариант с колесами размером в 20 или даже 16 дюймов, он не займет много места и в малогабаритной квартире. Есть даже велосипеды-чемпионы по экономии места, посмотрите на ставший культовым Brompton, например.
Экологичность. Если вам это важно. Никакого углеродного следа, ископаемого топлива, выхлопных газов и т. п. Вы в полной гармонии с окружающей средой.
Может быть электрическим. Причем, как по конструкции изначально, так и дооснащенным электромотором (или системой мотор-колесо) и батареей. Это расширяет спектр его применения и увеличивает дистанцию прогулок.
Минусы велосипедов
Требует навыка. Да, не все умеют кататься. А многие боятся это делать, возможно, вспоминая детские падения и даже переломы. Тем более, если речь идет о городском трафике. Спорт сейчас даже не затрагиваем, потому что BMX или даунхилл — это уже другой уровень угрозы травматизма. И даже спортсмены-шоссейники иногда могут «убраться» так, что потом им собирают косточки по крупицам.
Хранение. В европейских городах даже в многих многоквартирных домах есть закрытые помещения для велосипедов, иногда это индивидуальные ячейки в подвальных помещениях, что-то вреде кооперативных погребов. У нас такое — редкость, жителю стандартной многоэтажки придется заносить велосипед в квартиру либо цеплять его в подъезде, что почти всегда запрещено правилами пожарной безопасности, является источником конфликтов с соседями, привлекает воришек или вандалов и т. д.
Цена. Да, однозначно назвать велосипед дешевым сейчас язык не повернется. Конечно, можно найти бюджетную подержанную модель по объявлениям за 10 или даже за пять тысяч рублей. Но хороший новый современный байк с алюминиевой рамой, дисковыми тормозами и оптимальной трансмиссией будет стоить никак не меньше 40-50 тысяч рублей. Добавляем сюда аксессуары, защитную и прочую экипировку, расходные материалы. Если же вам хочется велосипед престижного мирового бренда и продвинутого уровня, то бюджет автоматически увеличивается кратно. Это общемировая тенденция, три и пять тысяч евро — совсем не потолок, в соцсетях велосообществ вовсю гуляют мемы про цены велосипедов. Например, когда машина везет велосипед и показано, что он выше ее в цене.
Индивидуальность. Можно выбрать «складняк» нейтрального цвета с колесами в 20 дюймов, на нем смогут кататься все члены семьи, начиная со школьников средних классов. Но если речь идет о горных моделях, например, то рама подбирается под рост райдера, и даже при разнице в росте между мужем и женой всего в 15 см велосипед уже вряд ли подойдет обоим (седло — отдельная тема). Если же папе захочется городскую раму под рост 190 см или мама выберет розовый с женской рамой, то это будут уже строго индивидуальные «колеса».
Электросамокат
Встал и покатил. Чтобы резво мчать, не нужно крутить педали и потеть. Брюки не помнутся, подол юбки не намотается на грязную цепь, мозоли не натрутся, спина не будет забрызгана. И ноги брить не надо (шутка).
При этом вы без пробок доезжаете до нужного места в пределах города зачастую ничуть не медленнее, чем на автомобиле или на такси. А еще самокат можно сложить и сесть с ним в городской автобус, электричку, положить его в багажник авто, занести в офис.
Диапазон применения — достаточно широк. Можно поехать на самокате на работу, на учебу, даже на романтическое свидание. А при желании и седло можно установить, чтобы раскатывать часами всюду.
Плюсы
У самоката есть моторчик. Вам не нужно использовать мускульную силу, он едет сам. Вы просто стоите или даже сидите. А скорость передвижения достаточно велика, чтобы использовать его в городе как повседневный вид транспорта, при этом не стоя перед светофорами и не показывая удостоверение инспектору.
Компактность. Он короче и уже велосипеда. Чаще всего его можно сложить «вдвое», что упрощает перевозку и хранение. Дома можно просто задвинуть под кровать, поставить в кладовке, подвесить на лоджии, в офисе «припарковать» под стол.
Минимальные навыки управления. Конечно, и на самокатах умеют кататься не все. Скорости тоже много кто боится. Но балансировать стоя на самокате куда проще, чем ехать на велосипеде.
Универсальность. Один и тот же самокат подойдет взрослому и школьнику вне зависимости от пола, роста, веса.
Цена. За 30-40 тысяч рублей вы уже купите аппарат, который сам вас везет. А за 100-150 тысяч получите почти что мотоцикл, на который, кстати, не требуются права.
Минусы
Маленькие колеса. На неровной дороге будет трясти, а вне асфальта или на сыпучем грунте он может оказаться просто бесполезным. Есть, конечно, и «внедорожные» модели с весьма большими колесами, мощным протектором, подвеской, но такие самокаты гораздо больше, тяжелее, дороже.
Вес. Крепкий мужчина унесет и мощную модель, но девушка вряд ли совладает с аппаратом, оснащенным мощным мотором и большой батареей, который весит 20 кг. Если нет пандуса, надо пересесть на общественный транспорт, мощная модель не будет удобной.
Малая ремонтопригодность. Особенно это касается самых дешевых самокатов «ноу-нейм», комплектующих к которым может попросту не быть. Ломается обычно не простая механика, а электрика или электроника. Если «родных» комплектующих не найти, в частной мастерской смогут что-то «приколхозить» и попросить у вас столько денег, от чего цена всего гаджета запросто увеличится вдвое.
Это не тренировка. Калории тут не сбросить, мышцы не накачать. А сердце начнет биться чаще разве что от страха. Для путешествий он тоже не подойдет. Нет, вы можете погонять наперегонки, даже проводятся уже где-то такие соревнования, но лучше к подобным гонкам относиться с большой осторожностью.
Электричество. Батарею нужно заряжать, это некоторые траты и неудобства. Владельцу нужно контролировать, зарядил ли он батарею, иначе долгая поездка будет под угрозой. Толкать одной ногой «заглохший» электросамокат — то еще удовольствие.
Выбрать электросамокат в каталоге
Как определиться
Протестировать до покупки. Это проще простого. В больших городах сейчас организованы сервисы шеринга велосипедов и электросамокатов. И в огромном количестве зон отдыха, на курортах такие службы проката есть. Кстати, взять велосипед напрокат можно и в Спортмастере.
Вы можете попробовать поездить, сравнить, понять, что вам ближе и удобнее. Потом в онлайн-каталоге изучить цены, уточнить, применяются ли бонусы при покупке конкретной модели. И после принять наиболее подходящее для себя решение.
Огромный выбор велосипедов и электрических самокатов вы найдете в нашем онлайн-каталоге, а также в магазинах Спортмастер и Спортмастер PRO.