Фото: Кирилл Маценов

Циклокросс может показаться немного странным для тех, кто никогда не сталкивался с этим видом спорта. Зачем гонять на велосипеде по полю из липкой грязи при низких температурах и осадках, привычных для российской осени и весны (и североевропейской зимы)? Но есть велосипедисты, которые с удовольствием занимаются именно этим, соревнуясь с единомышленниками по всему миру. 

Кажется, по подобным трассам удобнее передвигаться на горном велосипеде, но у циклокросса свой неповторимый шарм. Если упрощать, дисциплина объединяет лучшее из шоссейных и горных заездов с элементами бега по пересеченной местности. Циклокросс может показаться чем-то тяжелым ментально и физически, но сами спортсмены искренне кайфуют от происходящего на треке. 

На серьезном уровне спорт долгое время был нишей профессионалов — атлетов, которые участвуют в гонках только в сезон циклокросса (в странах, где дисциплина популярнее всего, он обычно длится с сентября по январь). За последние 10-15 лет ситуация сильно изменилась, и все больше энтузиастов переходят в циклокросс из шоссейного и горного велоспорта. Некоторые участвуют в заездах во всех трех видах. 

Циклокросс — что это

Это что-то вроде лошадиных скачек с препятствиями, только на велосипеде. Если описать спорт в паре слов, то циклокросс —вид велосипедных гонок по бездорожью, в котором участники преодолевают барьеры и другие преграды, встречающиеся им на трассе. Обычно в заездах используется специальный байк, похожий на шоссейный, а поверхность может сочетать участки травы, грунта, гравия, лесного проселка и даже песка. Из-за сезонных особенностей, любая циклокроссовая трасса скорее напоминает грязевую ванну — особенно к концу соревнований. 

Препятствия в большинстве случаев можно преодолеть в седле, но, если велосипедист не может этого сделать, приходится слезать с байка и тащить его на себе вокруг или через преграду. Если определенный участок трека невозможно проехать — например, если это песок или глубокая грязь — атлет снова меняется местами со спортивным снарядом и бежит с великом наперевес. Это обязательный элемент любого заезда — участникам приходится тренироваться и в беге по пересеченной местности. 

Что такое циклокросс

Откуда циклокросс взялся

Циклокросс, также известный как CX, вырос из велосипедных гонок во Франции в начале 1900-х годов. Ровных серпантинов было очень мало, поэтому участникам заездов почти всегда случалось на определенном этапе съезжать с трассы на бездорожье, чтобы добраться до финиша. Гонщики ломились через фермерские поля, леса и холмы с резкими подъемами. На таких маршрутах велосипедистам приходилось перелезать через заборы и другие препятствия, чтобы обогнать соперников. Часто встречались и речные броды. 

К 1950-м годам гонки были уж более организованными и системными, трассы — намного короче. Заезды стали кольцевыми, циклокросс теперь рассматривался, как осенне-зимний вид спорта. В 1950 году UCI (Union Cycliste Internationale, Международный союз велосипедистов) организовал первый чемпионат мира и с тех пор регулирует официальные турниры и правила дисциплины. 

Почему циклокросс набирает популярность

Циклокросс — очень серьезный спорт в северной Европе, но постепенно завоевывает популярность по всему миру. Это выражается в том числе в появлении небольших локальных заездов от энтузиастов. CX наиболее раскручен в Бельгии и Нидерландах, телевизионная аудитория трансляций по циклокроссу в этих странах сравнима с футбольной. Это идеальный вид спорта для шумных фанатов, дисциплина славится оживленной атмосферой на соревнованиях. 

Часто циклокросс становится входным окном для любви к велоспорту в широком смысле. На начальном этапе можно участвовать в гонках даже на горном велосипеде или BMX. Соревнования и любительские ивенты по CX — веселье для взрослых и для детей: кто не захочет прокатиться на велике по трассе, полной грязевых ванн и других препятствий? Для тех, кто обычно гоняет по шоссе, циклокросс может стать идеальной межсезонной тренировкой. 

«Циклокросс — это отдельная философия. Соревнования часто проводятся в очень суровых условиях, и в этом вся суть: чем сложнее, тем интереснее. Морально-волевые качества проявляются и развиваются как нельзя лучше. Пока на старты по велокроссу удается собирать небольшое количество участников, но надеюсь в следующем сезоне изменить ситуацию», — рассказал Анатолий Нестеров, организатор и участник шоссейных, гравийных и циклокроссовых заездов в Тарусе и Подмосковье.

Следить за анонсами мероприятий можно вот тут

Многие (любительские) гонки по циклокроссу проводятся без учета строгих правил UCI, но с сохранением общей концепции. Это позволяет дать волю фантазии и играться с форматом, ограничиваясь только воображением. Например, вместо традиционного барьера можно поставить автомобильный кузов, который нужно переехать по установленным рядом паллетам или перепрыгнуть через капот с великом в руках. Еще бывают костюмированные заезды, катать по грязи в балетной пачке — отдельное веселье. 

В чем особенности велосипеда для циклокросса

С момента появления и до современных моделей велосипед, используемый для циклокросса, внешне изменился очень мало. Не слишком погруженный в тему спортсмен вряд ли отличит байк для CX от шоссейной модели — например, для обоих типов используется руль-баран. Но геометрия циклокроссового велика совсем другая — как и ощущения от езды. 

Конструкция велосипеда для циклокросса учитывает специфические условия, с которыми вы столкнетесь при (быстрой) езде по бездорожью. Например, угол наклона верхней трубы ближе к тому, который используется в создании горных велосипедов, а рулевой стакан сконструирован для лучшей управляемости в череде грязевых ванн. 

Другие особенности строения велосипеда позволяют ставить на него более широкую и агрессивную резину, чем на великах для асфальта. Каретка расположена выше, чтобы райдеру было легче объезжать препятствия и преодолевать особенно вязкие участки. На байках для циклокросса обычно ригидная (цельная, без амортизаторов) вилка, но производители работают над поглощением ударов и вибраций. 

Велосипеды для CX должны быть легкими, чтобы их проще было переносить через препятствия. Обычно используются дисковые тормоза и контактные педали, которые обычно ставят на горные байки. Учитывая условия эксплуатации, колеса для циклокросса должны быть прочными и долговечными. Обувь обычно менее жесткая, чем шоссейная, и имеет протектор, позволяющий в ней бегать и месить грязь ногами.  

Велосипед для CX не обязательно использовать только на циклокроссовых гонках. Такой байк неплохо подойдет для длительных шоссейных заездов или для гравийных прогулок по бездорожью. При этом для любительских соревнований нет жестких требований к байкам — участвовать часто можно даже на MTB. 

Все для велоспорта в каталоге

Официальные правила гонок по циклокроссу

Профессиональные гонки по циклокроссу по-прежнему проводятся в основном по бездорожью, но UCI допускает включение асфальтовых участков в маршруты гонок на Кубке и чемпионате мира. В правилах сказано, что чередование рельефа на трассе «должно способствовать изменению темпа гонки». Длина дистанции обычно составляет от 2,5 км до 3,5 км. 

Препятствия остаются частью современного циклокросса, но в гонках под эгидой UCI не может быть более шести искусственных преград на круг дистанции. Допускаются барьеры и ступеньки, рукотворные песчаные ловушки. Участники одновременно выходят на старт, а побеждает тот, кто проедет наибольшее количество кругов за отведенное время — обычно в районе 60 минут. 

Главные турниры

Официальными состязаниями в дисциплине рулит UCI, организация ежегодно проводит Кубок и чемпионат мира. Каждый сезон Кубка состоит как минимум из 10-15 этапов, которые начинаются в сентябре и заканчиваются в январе. Обычно гонки стартуют в США, а с октября и до финальных заездов соревнования перемещаются в Европу. Самый напряженный период приходится на декабрь. 

Кубок мира не следует путать с чемпионатом мира, который тоже проводит UCI. Это однодневная гонка, победитель которой получает радужную майку до проведения следующего ЧМ. Обычно турнир проходит через неделю или две после окончания Кубка мира в конце января или начале февраля. 

Бельгия и Нидерланды — сердце циклокросса, и большинство гонок Кубка мира проходят именно там. В прошлом сезоне турнир сделал 14 остановок, включая Дублин в Ирландии, Бенидорм в Испании и снежные трассы в итальянской долине Валь-ди-Соле. Победителем мужского зачета стал представитель Бельгии, а женского — Нидерландов. 

Кроме Кубка мира у UCI есть еще две знаковые циклокроссовые серии, которые проводятся в течение сезона и прилично резонируют во всем мире. Это Cyclocross Superprestige и DVV Trophy. Первый турнир проводится только в Бельгии и Нидерландах, второй — только в Бельгии. Главные звезды спорта обычно участвуют во всех трех соревнованиях. 

Теперь вы знаете про увлекательную и необычную велоспортивную дисциплину, которая может разнообразить ваш сезон и стать яркой альтернативу шоссейным и гравийным заездам. Готовьте байк к грязевым ваннам и увлекательным заездам в Спортмастере — в нашем ассортименте есть полезные инструменты и аксессуары на любой вкус. 

Велосипедные шлемы
9 999 ₽
Uvex | Шлем велосипедный Uvex boss race
1
Купить
8 799 ₽
Uvex | Шлем велосипедный Uvex i-vo
8
Купить
8 899 ₽
Uvex | Шлем велосипедный Uvex i-vo cc
1
Купить
13 999 ₽
Uvex | Шлем велосипедный Uvex Oversize
0
Купить
10 999 ₽
Uvex | Шлем велосипедный Uvex I-Vo 3D
2
Купить
10 999 ₽
Uvex | Шлем велосипедный Uvex I-Vo 3D
0
Купить
13 999 ₽
Uvex | Шлем велосипедный Uvex Oversize
0
Купить
10 999 ₽
Uvex | Шлем велосипедный Uvex I-Vo 3D
0
Купить
11 999 ₽
Uvex | Шлем велосипедный Uvex Active
0
Купить
17 999 ₽
Uvex | Шлем велосипедный Uvex Finale 2.0
0
Купить
19 999 ₽
Uvex | Шлем велосипедный Uvex
1
Купить
Горные велосипеды
17 999 ₽
19 999 ₽
-10%
Denton | Велосипед горный женский Denton Aura 1.0 26"
37
Купить
17 999 ₽
19 999 ₽
-10%
Denton | Велосипед горный Denton Storm 2.0 26"
16
Купить
110 999 ₽
Новая коллекция
ROCK MACHINE | Велосипед горный женский Rock Machine Catherine 40 29"
0
Купить
152 999 ₽
Новая коллекция
ROCK MACHINE | Велосипед горный Rock Machine Torrent 90 29"
0
Купить
165 999 ₽
Новая коллекция
Polygon | Велосипед горный Polygon Siskiu D6 29"
0
Купить
44 990 ₽
Новая коллекция
WELT CYCLE | Велосипед Welt Raven 1.0 D 27 2024
0
Купить
48 990 ₽
Новая коллекция
WELT CYCLE | Велосипед Welt Raven 1.0 HD 27 2024
0
Купить
48 990 ₽
Новая коллекция
WELT CYCLE | Велосипед Welt Raven 1.0 HD 29 2024
0
Купить
48 990 ₽
Новая коллекция
WELT CYCLE | Велосипед Welt Raven 1.0 HD 27 2024
0
Купить
49 990 ₽
Новая коллекция
WELT CYCLE | Велосипед Welt Raven 2.1 D 29 2024
0
Купить
48 990 ₽
Новая коллекция
WELT CYCLE | Велосипед Welt Raven 1.0 HD 29 2024
0
Купить
53 990 ₽
Новая коллекция
WELT CYCLE | Велосипед Welt Raven 2.1 HD 29 2024
0
Купить