Соревнования, яхты и история

Парусный спорт (или яхтинг) — вид состязаний, суть которого в преодолении дистанции по воде при помощи парусного снаряжения. Первые яхты появились в конце XV века, а во второй половине XVII столетия обладатели таких судов из Нидерландов начали ходить под парусом ради спортивного интереса. Оттуда гонки попали в Европу и Россию.

Соревнования по парусному спорту впервые прошли в 1851 году. Тогда появился международный Кубок Америки, который первые 132 года выигрывали представители Нью-Йоркского яхт-клуба (до 1985-го). 

Первый раз парусный спорт попал в программу парижской Олимпиады в 1900 году. До сих пор этот вид состязаний лишь раз не участвовал в Играх — в 1904-м в Сент-Луисе. А в 1960-м был согласован и введен в действие универсальный свод правил гонок парусников, который с некоторыми изменениями действует до сих пор.

Классы яхт

Швертботы

Самые маленькие яхты с плоским дном, у которых есть особая подвижная деталь под водой — шверт. Это такой плавник, который контролирует движение судна и предотвращает смещение с курса из-за ветра. Швертов может быть один или два. Если их два, то они расположены один за другим (тандем) или по обе стороны от середины судна.

В отличие от других классов яхт, швертботы не так стабильны — они могут крениться до 60-70 градусов относительно горизонта. Ради большей остойчивости (способность сопротивляться крену) швертботы делают широкими. Некоторые модели оснащены специальными сиденьями для экипажа, которые можно перемещать по судну, чтобы лучше распределить вес и добавить яхте стабильности. Для этого на швертботы также добавляют балласт.  

Килевые яхты

В отличие от швертбота у этого класса лодок днище корпуса переходит в глубокий плавник для лучшего сопротивления воде. Ради дополнительной остойчивости к нему иногда прикрепляют чугунный или свинцовый груз — балластный киль или фальшкиль.  

Благодаря такой форме корпуса килевые яхты хорошо подходят для перемещения по морям и озерам с глубокой водой, сильным ветром и волнами. У этого класса лодок очень высокая остойчивость, а шансы перевернуться — низкие. По неглубоким рекам и озерам ходить на килевых яхтах сложнее — у них большая осадка (расстояние между поверхностью воды до нижней части корпуса судна или киля). Можно легко сесть на мель.

Крейсерские яхты

Это лодки, хорошо адаптированные к длительному морскому путешествию. Их главное отличие — в оснащении: более прочный и надежный корпус, подходящее навигационное оборудование и связь, серьезная грузоподъемность. В большинстве случаев крейсерские яхты являются килевыми, а иногда и многокорпусными. В них предусмотрено все для долгого рейса: например, каюта, кухня, место для хранения припасов. На таких яхтах более сложные системы парусов, но высокие показатели безопасности и комфорта. На них проводятся многодневные спортивные состязания.

Многокорпусные яхты

Представители этого класса состоят, как правило, из двух-трех водоизмещающих корпусов, которые связаны между собой в верхней части конструкции. Такое устройство увеличивает остойчивость лодки. 

  • Катамараны — суда с двумя узкими и длинными корпусами, расположенными на расстоянии друг от друга для большей устойчивости. Они развивают более высокие скорости благодаря меньшему сопротивлению воды. Катамараны используются для гонок и для длительных рейсов.

  • Тримараны — суда с тремя корпусами: один центральный и два узких боковых, которые обеспечивают стабильность. Они менее популярны, чем катамараны из-за не идеальной управляемости. Тримараны используют и в коротких гонках, и в крейсерских путешествиях; в частности, Кубок Жюля Верна, самая быстрая парусная кругосветка, ходится как раз на тримаранах.

Паралимпийские классы

Это яхты, оснащенные для участия спортсменов с ограничениями. Например, килевая гоночная яхта SKUD 18 оборудована двумя креслами для рулевого и шкотового (ответственный за установку паруса в нужном положении). Парусники для паралимпийцев всегда делают с жестко зафиксированными креслами с ремнями безопасности, чтобы спортсмены не выпали во время крена. Для каждого атлета они дорабатываются индивидуально.

Кроме SKUD 18 в паралимпийских играх используется также лодки класса «2.4mR» и «Sonar». Они очень устойчивы на воде и оснащены килем или тяжелым швертом. 

Остальные классы парусников

Кроме перечисленных классов яхт соревнования проводятся на досках с парусом, радиомоделях и ледовых парусниках, которые скользят по замерзшей поверхности. 

Если яхта пока не по карману, присмотрите лодку для рыбалки.

Соревнований в парусном спорте по формату

Гонки флота

Самый популярный вид гонок. Со стартовой линии отходит множество яхт, а побеждает та из них, кто придет к финишу первой по реальному или пересчитанному времени. Гонки флота бывают в двух форматах.

  • Монотипы или классные — здесь соревнуются лодки одного класса, а победитель считается по реальному времени (кто первый, тот и чемпион). Яхты могут быть строго одинаковые, либо иметь конструкторские ограничения параметров (например, площадь парусов).

  • Гонки с гандикапом — это соревнования, в которых итоговые места распределяются с учетом пересчитанного времени. Оно вычисляется с помощью коэффициента, который устанавливается индивидуально для каждого судна, исходя из принятой на турнире системы обмера.

Командные гонки

Формат соревнований, в которых участвуют две команды, каждая из которых выставляет несколько лодок (две-четыре). 

Гонки могут проводиться в нескольких вариациях — например, в виде эстафеты. Еще один популярный вид — одновременный выход лодок обеих команд на дистанцию. При этом одни экипажи могут заниматься сдерживанием соперников, а другие — торопиться к финишу.

Матч-рейс

Гонка экипажей двух одинаковых яхт по принципу дуэли. Победитель получает одно очко, проигравший — ноль. 

Если в регате участвует несколько команд, то они разыгрывают турнир по круговому принципу — экипажи проводят дуэли с каждым из соперников. Это называется раунд-робины. Лидеры итоговой таблицы (кто набрал больше очков в очных матчах с соперниками) разыгрывают полуфиналы и финалы. В плей-офф может быть несколько раундов — например, до трех побед одной из команд.

Как правило, в матч-рейсах участвуют килевые суда с командами более четырех человек.

Соревнования по дистанции

  • Прибрежные (или in-shore) гонки

Соревнования, которые проводятся вблизи от берега или в защищенных водах, таких как заливы. В отличие от океанских гонок, которые проходят в открытой воде, прибрежные гонки организуют в более ограниченных условиях, что делает их более техничными и интенсивными. Участники учитывают близость берега, течения, приливы, смену ветра и другие факторы при планировании гонки. Прибрежные гонки бывают кольцевыми (windward-leeward) и маршрутными (coastal).

Гонки в формате windward-leeward проводятся на дистанции в форме петли. Весь маршрут размечен буйками, которые нужно обогнуть. Лодки стартуют против ветра, затем возвращаются к стартовой линии с полными парусами и снова поднимаются против ветра. Обычно в этих гонках участвуют самые легкие суда, в которых нет даже туалета. 

В соревнованиях формата coastal участвуют куда лучше оснащенные яхты. Они двигаются по заранее определенному маршруту протяженностью до 50 миль. При этом буйками обозначают только линии старта и финиша.

  • Гонки в открытом море (off-shore)

Участники отправляются в длительные рейсы по открытому морю, соревнуясь на больших расстояниях в меняющихся погодных условиях и преодолевая различные препятствия. 

Эти гонки бывают как одиночными, так и командными. Они заключаются в планирование маршрута, управлении яхтой в разнообразных условиях ветра и волн, стратегическое принятие решений по навигации и тактике гонки. 

Есть множество различных типов соревнований в открытой воде, организованных как для однотипных классов яхт, так и по формату гандикапа.

Гонки по количеству членов команды

Еще гонки можно разделить по экипажу — его численность зависит от класса лодки. Есть яхты для одного спортсмена, для пар и для гонок с командой. Первые два варианта требуют наибольшего опыта, потому что все задачи придется выполнять одному или вдвоем. Гонки с командой больше подходят для новичков, поскольку задачи распределяются по экипажу в зависимости от опыта каждого участника. 

Посмотреть красоты России можно с помощью лодок для водного туризма.

Парусный спорт — один из старейших и благородных видов спорта. Он открывает возможности для всех, независимо от возраста и состояния здоровья. Это не только способ соперничества, но и возможность почувствовать настоящую свободу.

Лодки для сплава
54 499 ₽
Вольный ветер | Байдарка Вольный ветер Ермак 540
1
Купить
85 999 ₽
Тритон | Байдарка Тритон Нева-2
0
Купить
117 499 ₽
Тритон | Байдарка Тритон Вуокса Н-3
1
Купить
38 999 ₽
Тритон | Пакрафт Тритон 230Д
0
Купить
30 499 ₽
Вольный ветер | Надувной каяк 1-местный Вольный ветер "Атом 250"
0
Купить
104 999 ₽
Тритон | Байдарка Тритон Вуокса Н-2
0
Купить
117 499 ₽
Тритон | Байдарка Тритон Вуокса Н-3
1
Купить
85 999 ₽
Тритон | Байдарка Тритон Нева-2
1
Купить
102 999 ₽
Тритон | Байдарка Тритон Нева-3
0
Купить
30 499 ₽
Тритон | Пакрафт Тритон 230
1
Купить
38 999 ₽
Тритон | Пакрафт Тритон 230Д
1
Купить
19 200 ₽
Вольный ветер | Байдарка Вольный Ветер "Тайга 280", синий
0
Купить