Разброс цен на велосипеды в магазинах впечатляет. Простые модели продают за 15–20 тысяч рублей и меньше, но есть и такие, чья стоимость превышает сотни тысяч. Внешне они могут почти не отличаться, но дорогой будет долговечнее и комфортнее.

Не всегда покупка премиальной модели оправдана — во многих случаях бюджетный вариант прекрасно справится со своими задачами. Рассказываем, чем отличаются байки разных ценовых сегментов и стоит ли покупать дорогой велосипед именно вам.

Вес

Чем больше весит велосипед, тем сложнее на нем разгоняться и поддерживать скорость. У бюджетных моделей рама выполнена из относительно тяжелого алюминия, тогда как на байках высокого уровня используют титан и карбон. Последние особенно легкие, но одновременно и наиболее дорогие. У некоторых локальных брендов можно найти байки из чего угодно — даже из бамбука.

Правило «тяжелая рама = бюджетный велосипед» актуально не всегда. Некоторые байки, произведенные по индивидуальным заказам, делают из стали. Это крепкий, но тяжелый и подверженный коррозии металл.

Производители облегчают конструкцию и за счет оборудования. На дорогих моделях переключатели, тормоза и другие компоненты весят меньше, чем на бюджетных.

Если вы не путешествуете на дальние дистанции и не используете велосипед для спорта (например, в гонках на время), разница в ощущениях от езды на бюджетном и дорогом байке будет минимальной. В этом случае нет смысла переплачивать за сниженный вес. При необходимости можно снять крылья, багажник и другие необязательные аксессуары или заменить их на облегченные — даже недорогой велосипед после этого поедет чуть быстрее.

Не стоит снимать тормоза: выигрыш в весе незначительный, а риски получить травму или травмировать других людей вырастают многократно.

Прочность

Материал рамы влияет не только на вес, но и на долговечность. Дорогие модели проектируют так, чтобы они могли регулярно выдерживать большие нагрузки. Это преимущество актуально для тех, кто часто прыгает с высоты или ездит по плохим дорогам.

Дорогой и бюджетный велосипед

От постоянного перегруза конструкция быстро приходит в негодность, например, если у велосипедиста есть значительный лишний вес или он возит с собой несколько велосумок с тяжелыми вещами.

В обычных условиях бюджетные велосипеды хорошо переносят нагрузки и служат верой и правдой много лет. Для спокойного ежедневного катания подойдет байк с любой рамой. Если захотите сменить стиль езды, всегда можно купить более дорогую модель.

Не стоит бросать велосипед на землю и подвергать его излишним нагрузкам. При сильном повреждении (например, в результате ДТП) даже самая дорогая рама не выдержит, а райдер получит травмы.

Переключение передач

На дорогих моделях устанавливают переключатели скоростей, которые работают более плавно и точно. Это особенно важно для спортсменов и тех велосипедистов, кому нравится легкость в обращении с байком. При обычной езде разницы между бюджетными и дорогими переключателями нет, но более качественные детали будут реже требовать настройки.

Надежность компонентов

Современные байки состоят из множества деталей, которые влияют на скорость и комфорт. В число основных входят:

  • тормоза;

  • втулки колес;

  • шатуны с педалями;

  • каретка;

  • амортизационная вилка переднего колеса (есть на всех моделях, иногда вместо нее стоит жесткая вилка без амортизатора);

  • переключатели скоростей;

  • передние и задние звезды;

  • цепь. 

На дорогих велосипедах компоненты не только облегченные, но и более долговечные. В обычных условиях срок их службы выше, чем у бюджетных.

Дорогой и бюджетный велосипед

При этом важно, как вы за ними ухаживаете. Бюджетный байк, на котором вовремя чистят цепь, настраивают переключатели скоростей и регулируют тормоза, будет служить дольше, чем брошенный на произвол судьбы самый дорогой велосипед на планете.

В тяжелых обстоятельствах могут подвести и дорогие компоненты. Например, после проезда по глубоким лужам цепь потребует смазки и у бюджетного, и у премиального байка. Без необходимого ухода даже дорогие и качественные детали быстрее выйдут из строя.

Ход вилки

На большинстве современных велосипедов установлена амортизационная вилка переднего колеса. Она помогает гасить удары на неровностях дорог и делает поездку комфортнее. Для бюджетных вилок характерен небольшой ход — до 60–70 миллиметров. У дорогих моделей это расстояние может достигать 120–140 миллиметров, а на экстремальных байках высокого класса бывает даже больше. Качественные вилки не только лучше гасят удары, но и дольше служат.

Для поездок по ровному асфальту можно выбрать байк с традиционной жесткой (ригидной) вилкой. Подобная конструкция не так капризна в обслуживании и меньше весит, чем амортизационная. Обычно ригидные вилки ставят на недорогие велосипеды, но это правило актуально не всегда. Например, они есть на профессиональных шоссейных моделях, где в приоритете — сниженный вес, а не комфортная езда по бездорожью.

Работа тормозов

Велосипедные тормоза работают с разной эффективностью в зависимости от их типа и стоимости. На современных моделях распространены четыре вида.

  • Ножные (барабанные). Тормозное усилие создается с помощью цепи при повороте педалей в обратную сторону. В результате раздвигаются колодки, расположенные во втулке заднего колеса.

  • Ободные (V-brake). Тормоза с массивными колодками, которые при торможении соприкасаются с ободом колеса.

  • Дисковые механические. В такой конструкции используются миниатюрные колодки и тормозные диски.

  • Дисковые гидравлические. Внешне ничем не отличаются от механических, но колодки прижимаются не к тросу, а к диску с помощью тормозной жидкости.

Ножные тормоза прекрасно знакомы всем, кто катался на велосипедах времен СССР. Они считаются наиболее простыми в устройстве и наименее эффективными, но их до сих пор устанавливают на бюджетные односкоростные модели. 

Велосипед с барабанным тормозом подойдет для неспешных парковых прогулок и поездок по ровному городскому асфальту в сухую погоду. Экстренная остановка на нем невозможна. Для длительных выездов стоит накопить на байк с другим типом тормозов.

Тормоза V-brake (ободные) более эффективны, чем барабанные. Обычно их тоже используют на недорогих моделях. Дисковые механические тормоза останавливают велосипед быстрее ободных и лучше ведут себя при попадании влаги. Лидеры по эффективности — гидравлические тормоза. 

Последние чаще устанавливают на велосипеды высокого ценового сегмента, но иногда их можно встретить и на недорогих байках. Такие модели стоит приобретать для знакомства с устройством гидравлики и езды в легких условиях. Эффективность бюджетной гидравлики ниже, чем у дорогих моделей, и может быть сопоставима с хорошими V-brake. 

Это правило справедливо и для механических дисковых тормозов. На рынке есть недорогие байки с таким видом тормозов, но они будут менее безопасны и не слишком эффективны. Аналогичный по стоимости велосипед с V-brake будет более надежным вариантом.

Встречается и обратная ситуация, когда на велосипедах высокого уровня можно увидеть V-brake. Например, на многих дорогих шоссейных байках установлены именно такие тормоза благодаря их сниженному весу.

Если для вас важна легкость в обслуживании, выбирайте модель с ножным тормозом или V-brake. Для езды в плохую погоду и по крутым спускам лучше приобрести байк с дисковыми механическими или гидравлическими тормозами, причем выбрать более дорогой вариант.

Устройство колес

Скорость и комфорт езды часто зависит от колес, установленных на велосипеде. На бюджетных моделях обода более тяжелые. Из-за этого для старта и поддержания скорости требуется больше сил. Дешевые покрышки тоже «съедают» энергию райдера.

Колесные втулки на недорогих байках слабо защищены от попадания влаги и пыли. В результате смазка внутри детали вымывается за один сезон или даже быстрее, появляется хруст, снижается скорость.

Если велосипед нужен вам редко и для езды на короткие дистанции, можно не задумываться об установленных на нем колесах. При необходимости в будущем можно заменить часть компонентов, например, поставить более дорогие покрышки. Даже такой небольшой апгрейд улучшит характеристики разгона и наката.

Для легкой велопрогулки подойдет практически любой байк, а, зная, чем отличается дорогой велосипед от дешевого, вы сможете подобрать подходящий вариант для разных сценариев. Большой выбор велосипедов в широкой ценовой вилке ждет вас в онлайн-каталоге и магазинах Спортмастер PRO.