Мне понравилась эта фраза. Приэльбрусье видело Stern. Наверняка удивилось его отчаянной смелости и несокрушимой уверенности в своём великолепии. Мне кажется, мы красиво вошли. Если бы Кавказ имел брови, он бы их поднял в тот день от молчаливого удивления. Он бы кивнул одобрительно, с лtгкой хитринкой во взгляде, и сказал: «Ну давайте-давайте, посмотрим из какого сплава вы сделаны 😉».

А сделаны мы были из аморфного тугоплавкого металла, с отсутствующим порядком в расположении атомов. Хаос, хардкор, внезапные новые планы... Это ли не красота? Ну, кто путешествует линейно?

А история началась так... 

После сбора инвентаря в г. Кисловодск и соединения всех деталей в суровую монолитную конструкцию - велосипед, сумки, одежда, миллион пакетиков с едой (что-что, а голод я переношу с трудом), палатки, спальники и все, что может пригодиться в горах - мы загрузились на велосипеды. И мне впервые стало немного жалко своего на вид мощного, но все же совсем юного байка. Казалось, он вот-вот лопнет под гнетом всех моих «хотелок», расфасованных по сумкам, и выйдет вон, хлопнув дверью. Первое время мне хотелось просто везти его рядом и читать ему стихи про родину и мужество. Но я все же села. Эх, еще + 68. «Держись, малыш», - подумала я. И он держался. Всю дорогу.

Сразу хочу отметить, что я пропиталась безмерным уважением к модели Motion 5 от Stern. Геометрия, накат, способность «съедать» неровности дорог большими колесами, фантастическая легкость хода при не сильно крутых подъемах и внушительный разгон на спусках. Он выдержал все. Немного модернизированная трансмиссия по сравнению с прошлым сезоном, обновленный переключатель Microshift Advent X в тандеме с одноименными манетками ни разу не напомнили о себе в дороге, все сработало очень четко. Единственное, чего мне не хватило, это или еще одной маленькой звезды впереди или системы с чуть меньшим количеством зубьев. Затяжные подъемы, так называемые тягуны, лишали меня последних сил. Приходилось сдаваться и идти пешком.

prielbrusje-videlo-stern

Кстати, первые четыре дня мы настойчиво лезли вверх, общий набор высоты за эти дни составил 3 800 м. Сначала совсем по диким тропам. Если верить карте, мы в первый день проехали где-то в «межседловом» пространстве между горами Большое и Малое Седло. Мы так долго и неистово толкали груженые велосипеды впереди себя, будто на вершине спрятан клад и смерть кощеева, что казалось, мы сейчас поставим рекорд. Будут писать в учебниках по истории: «Кроме них сюда больше никто не поднимался с велосипедами. Ибо ну зачем?!».

Я искренне всю дорогу не понимала, зачем строить веломаршрут там, где не могут проехать велосипеды. «Ну не по трассе же ехать», - слышала я в ответ. Да и действительно! Когда мы были на вершине, я не видела ничего выше нас. Так что было подозрение, что-то мы да покорили невзначай. Очень хотелось в это верить. Как выяснилось чуть позже, покорили мы гору Верхний Джинал (1 542 м). Это высшая точка Джинальского хребта.

Справедливости ради, скажу, что наверху безупречно красиво! Это стопроцентно стоило наших усилий. Мы насладились видами, немного отдохнули и нацелились на спуск. Впереди словно спасительный островок маячило загадочное название Кёнделен (старое название - Гунделен). Это был следующий пункт Б в нашем путешествии. Кёнделен - село в Кабардино-Балкарии, расположенное на севере Эльбрусского района. В период ВОВ находилось в оккупации и из-за депортации местных жителей территория на 13 лет была заброшена. Восстановили это волшебное место только в 1957-ом году.

По изначальному плану мы должны были там оказаться на следующий день. Но с учетом перевалов и замедляющего нас большого набора высоты, приехали мы туда только через сутки. Несмотря на то, что это небольшое поселение с численностью чуть больше 6000 человек, место оказалось невероятно душевное. Мы еще как горсть только что выкорчеванных диких сорняков плюхнулись туда, словно на чистую свадебную скатерть. А все потому, что спускались под проливным дождем, который как-то вдруг настиг нас на самом верху.

Автоматом сработанный рефлекс к ускорению, пока не размыло всю дорогу, на первой пройденной трети пути сменился на желание расслабиться и торжественно принять неизбежное. Я в такие моменты с мазохистским удовольствием продолжаю путь. После двух падений в самую грязевую мякоть меня аж накрыло ощущением счастья. Ну теперь точно больше нечего бояться! Если только молния пронзит меня насквозь, что вряд ли. Поэтому спускалась я не спеша, наслаждаясь видами и незлобно ругая себя за испорченные новые кроссовки Hoka (они, кстати, живее всех живых). 

Почти весь путь со мной рядом шел Сергей Склизков, он же Эл, он же @sergeyrideaway. Было невероятно ценно ощущать его присутствие. Когда все остальные рванули вниз, пытаясь успеть ухватить остатки целых дорог, он несколько раз останавливался, чтобы дождаться меня, спрашивал, живая ли я и на крутых участках помогал спустить мой агрегат. Спасибо, Серега! Мне твоя мягкая поддержка на всех этапах добавляла желание жить!

Как выяснилось чуть позже после велодуша и поверхностной диагностики, мы на этом спуске в мясо стерли тормозные колодки. Я, мягко говоря, была немного обескуражена. Что? За три дня пути стереть колодки из металла?! Легко! Как оказалось. В запасе была еще одна пара. Новые мы поставили вперед (еще раз спасибо Сереже), а сзади остались полуживые старые. Их чуть позже тоже пришлось сменить.

Небольшим отступлением сразу отмечу, что необходимо взять из запасного, если вы собрались в путешествие на велосипедах.

  • Камеры,

  • колодки (минимум 2 пары!),

  • велоаптечку,

  • смазку для цепи,

  • зарядку или запасные батарейки для фонарей,

  • щетку для чистки трансмиссии, можно зубную,

  • доп.хомуты/стропы, если возникнет необходимость что-то зафиксировать или стянуть,

  • ветошь/тряпку/кусок материи - всегда пригодится.

Это из основного.

Так вот про Кёнделен. Спустились мы туда в совершенно непотребном виде. Мокрые, грязные, с неподъемными от налипших кусков горного золота велосипедами и с горящими нездоровым блеском глазами. Очень хотелось черный сладкий горячий чай. В обычной жизни я никогда не добавляю сахар, а тут... ну нестерпимо. В первом же магазине нам налили чай, хотя он там не продается. О этот невероятный кавказский народ! Ну кто вас создал такими сердечными? Нас на всем пути несколько раз спасали горячими напитками и желанием хоть чем-нибудь помочь. Кёнделенский чай с простой до безобразия сладкой кёнделенской булкой наполнили меня теплом и бирюзовым свечением. Не помню, когда мне было так вкусно от простой булочки с чаем. В этот вечер мы нашли место для ночлега со встроенной возможностью отмыться самим и искупать банду «форсов» (Stern Force 2) и моего красавца Motion 5. На этом наше безумие с перевалами, крутыми бездорожными подъемами и моими безмолвными проклятиями закончилось. Вернее, закончилось в таком формате. И началось в новом. Теперь мы ехали по местам, где могут проезжать машины. Все так же бесконечно вверх...

prielbrusje-videlo-stern

Заюково

Пару слов о месте, где мы проснулись на следующее утро. Заюково (прежнее название - Верхнее Атажукино) считается самым длинным населенным пунктом в регионе протяженностью аж 13 км. Расположено в ущелье реки Баксан. Пространство заполнено хребтами, пещерами, древними сооружениями и почти двухсотлетней историей. Легенды гласят, что именно здесь жил Измаил-бей Атажукин, прототип Лермонтовского героя в произведении «Измаил-бей».

Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы...

Заюково мы проехали легко и с новыми силами поспешили впечатлять Приэльбрусье своими видами. Казалось, до него совсем чуть-чуть...

А пока мы двигаемся по трассе, вдоль бесконечно длинной реки Баксан, расскажу о экипировке Northland, которую мы имели счастье поизучать.

А было у нас:

  • палатка Cove 2;

  • спальный мешок Swift Down 0;

  • надувной коврик.

Из всего списка турполезностей больше всего впечатлил меня пуховой спальный мешок Northland Swift Down 0. Моментально быстро принимал форму после распаковки и с такой же легкостью возвращался в компрессионник. Спальник оказался очень теплым! Засыпать в одном термобелье в нем было тепло и уютно, но по утрам становилось нестерпимо жарко. Мы специально выбрали экипировку с запасом на низкие температуры, потому что планировали ночевать на перевале, а там по умолчанию холодней. Но такого не случилось, поэтому утром с восходом солнца приходилось скидывать с себя лишние ткани и раскрывать «двери» палатки для забора свежего горного воздуха. Но зато теперь я точно знаю, что с таким мешком можно не бояться замерзнуть в холодные околонулевые ночи. С условием правильно подобранного коврика под него, конечно же. Инвентарь (наверное, к счастью) нам не удалось проверить в условиях шквальных ветров и проливных дождей. С погодой по ночам исключительно везло.

 А мы тем временем все набираем высоту. Лашкута - Тырныауз - Эльбрус - Терскол. Это фантастически красивые места!

Когда я впервые увидела заснеженные вершины, казалось, что это картинка из фильма. Почему-то такие виды лишили меня ощущения реальности. Хотелось застыть на месте и пропитаться залившими мое сознание красотами. Но останавливаться было нельзя. Команда моих соратников непрерывно устанавливала только им понятные рекорды. Поэтому прекращали мы крутить педали только для того, чтобы поддержать уровень сахара в крови очередным батончиком. 

Мне в течение поездки очень не хватало покоя. Оказалось небывалой роскошью просто остановиться в пути посреди белого дня, заварить чай и побыть с природой заодно. Мы все время опаздывали. Встали мы только в Терсколе. Когда даже Strava стала подавать сигналы, что продолжать тренировки дальше становится опасным для здоровья. Чегет, Эльбрус, поляна Азау, долина нарзанов, горные озера, водопады... Это все здесь! Место, где можно возродиться из пепла. В целом, я считаю, что мы очень большие молодцы! Это было и трудно, и захватывающе, и невероятно интересно в плане познания себя.

После небольшого перерыва, мы нацелились в сторону дома и потихоньку начали сбрасывать высоту. Сумки стали немного легче, дорога вниз значительно приятней. Заключительным этапом стал обратный путь. Но это уже совсем другая история...

Stern
Велосипед горный Stern Motion 5.0 29", 2023
33
64 999 ₽
58 499 ₽
Купить
Northland
Палатка 2-местная Northland Cove 2
16
17 999 ₽
Купить
Northland
Спальный мешок Northland Down 0
1
16 799 ₽
Купить
Northland
Коврик самонадувающийся Northland, 195 см
30
3 799 ₽
Купить