Производство велосипедов Stern: тенденции, новшества и немного секретов
Недавно команда Stern показала нам новую модель горного велосипеда, которая появится в продаже в 2024-ом году. Велосипед действительно серьезно отличается от моделей нынешнего года, и мы решили разузнать, как вообще ведется разработка велосипедов у этого производителя.
Как долго работают над моделью
Разработку велосипедов 2025-го модельного года начали с февраля этого года. Сейчас (сентябрь 2023-го — прим. автора) идет этап печати 3D-элементов рамы, получается, разработка идет уже восемь месяцев. А суммарно на создание новой модельной линейки уходит полтора года.
Сначала проводится анализ трендов рынка и собственных продаж. Это большая коллективная работа, участники набрасывают идеи, смотрят на тенденции рынка, изучают появляющиеся запросы потребителей. И только потом начинается уже непосредственно техническая стадия.
Рамы
Основной элемент, отвечающий за индивидуальность модели велосипеда, — это рама. Рама может производиться из разных материалов, так, например, сталь для производства рам используется преимущественно в бюджетных моделях. Рамы из магниевого сплава — легче, такие используются иногда для детских байков. Хром-молибден, титан, карбон — это уже для более нишевых моделей. Наибольшее распространение на рынке имеет алюминий.
Рассказывает старший дизайнер Stern:
«Сейчас появилась тенденция к возникновению маскулинных форм в рамах горных велосипедов. Если сравнивать с прошлыми моделями, то они были заметно тоньше, элегантнее. А новые становятся более массивными, и Stern тоже движется по этому пути. Так в раме будущей модели увеличилась толщина подседельной трубы, что делает ее визуально более основательной»,
Но это не означает того, что велосипеды становятся тяжелее, т. к. в моделях Stern применяется технология баттинга, что дословно это переводится как убирание излишков материала.
Баттинг — технология изготовления труб рамы велосипеда с переменной толщиной. Края труб, места соединения их друг с другом, где происходит большое скапливание напряжение металла, стенки толще. Площадь соединения труб рамы увеличивается, делая узел соединения более прочным. Ближе к середине, стенки труб делаются тоньше. Это придает дополнительную торсионную жесткость и вместе с тем уменьшает вес рамы. Данная технология все чаще встречается в велоиндустрии и используется крупнейшими брендами.
Материал рамы — рыночный стандарт, а именно алюминиевый сплав 6061. Легкий, устойчивый к образованию усталостных трещин и микродеформаций в зоне сварных швов.
Обвес
Stern работает с разными поставщиками. Сейчас используются в основном такие компоненты трансмиссии как MicroSHIFT и Shimano.
Вилки — так же хорошо известные имена — ZOOM и RST.
Покрышки CHAOYANG — хорошо зарекомендовавшие себя на рынке. Этот бренд в числе прочих принадлежит компании Zhongce Rubber Company, которая является производителем покрышек (включая автомобильные) номер один в Китае. Сейчас эта резина получила большое распространение, она ставится на многие модели Stern. также используются и покрышки таких брендов как Wanda, Kenda А на топовые модели может ставиться резина «именитого» бренда MAXXIS, он также отлично знаком многим не только по велоспорту, но и по автомобилям.
Вообще, современная сборка велосипеда у крупнейших брендов сейчас очень похожа на автомобильное производство, когда любое автосборочное предприятие использует большое количество компонентов сторонних брендов, в частности, тормозные системы, электронику, трансмиссию, элементы подвески и т. д. Скорее всего, в любом автомобиле будут комплектующие Bosch и т. д. С велосипедами примерно то же самое, это современная модель производства.
Следование трендам
Объясняет бренд-менеджер Stern:
«Характерный изгиб на передней части рамы у велосипедов Stern появился, когда на очередной международной выставке мы увидели большое количество электрических байков, рамы которых в передней части загнуты — там располагается батарея. Но и без нее этот форм-фактор показался нам интересным. Так в рамах Stern появился этот изгиб, и в новых линейках данный элемент сохраняется».
Еще один тренд, который набирает обороты на рынке — это уменьшение количества передач, а именно сокращение количества звезд до двух или вовсе отказ от передней трансмисcии, когда на шатунах остается только одна звезда. Раньше на рынке не были представлены задние трансмиссии с большим количеством передач и звездами большого размера (например на 32 зуба), и диапазон передаточного усилия был недостаточен без передней трансмиссии. Но со временем такие модели переключателей появились сначала в дорогом сегменте, а затем пришли и во все остальные. Такая компоновка не только позволяет снизить вес велосипеда, но и значительно упрощает управление передачами, когда не нужно думать о правильном сочетании передней и задней.
В то же время среди потребителей складывалось не совсем правильное мнение о том, что чем больше передач, тем круче, сейчас мнение ключевой части покупателей изменилось, поэтому в «старших» моделях Stern спереди можно встретить одну звезду. Для езды по пересеченной местности и катания в городских парках этого достаточно.
Продолжается и прежний тренд на широкие рули, уже в течение нескольких лет в МТВ сегменте они становятся максимально широкими. Так и у моделей Stern они за последние несколько сезонов стали шире, т. к. это позволяет лучше контролировать велосипед, особенно при резких поворотах при езде по пересеченной местности. А вот выносы, напротив, становятся короче, что так же делает управление более резким и четким.
Цвет
Выбор цветов рам имеет комплексную смысловую нагрузку для производителей. Это и «разбивка» на модельные линейки и привлечение внимания. Есть потребители, которым действительно нравятся яркие цвета, и в линейках Stern есть такие цвета как ярко-оранжевый или фиолетовый, такие велосипеды неизменно хорошо покупают.
В более дорогих моделях используется черный цвет, он более сдержанный. При этом существуют сложные вариации черного и серого, например, графит. Но будьте уверены, яркие цвета — салатовый, даже розовый — у новых моделей будут обязательно.