Прокол камеры на велосипеде: лучшие способы решения проблемы
От простых до изощренных
Прокол колеса — неприятная, но популярная неисправность, часто преследующая велосипедистов. Причины могут быть разными, например, наезд на острый предмет или износ покрышки.
Существует много способов, помогающих быстро вернуть колесо в строй. Ниже рассказываем о наиболее популярных. Некоторые из них позволят сразу же продолжить поездку, другие помогут с осторожностью добраться до места ремонта.
Замена камеры
Наиболее надежный способ вернуть велосипед в строй после прокола — поставить вместо старой камеры новую. В этом случае колесо будет хорошо держать воздух и противостоять ударным нагрузкам. Чтобы надежно застраховаться от проколов, лучше всегда иметь при себе запасную камеру. Она должна соответствовать не только диаметру, но и ширине колеса. На покрышках обычно указаны все рекомендованные параметры.
Для ремонта понадобятся монтажки (пластиковые лопатки) и насос с манометром. Если на колесах используются гайки, пригодится гаечный ключ подходящего размера. Колеса с эксцентриками можно снять без инструментов.
В короткие поездки стоит брать с собой хотя бы одну дополнительную камеру. Для дальних велопутешествий полезно иметь как минимум две-три. Их можно разместить в рюкзаке или сумке на раме.
Чтобы заменить камеру, нужно выполнить несколько действий.
Перевернуть велосипед. В таком положении легче проводить все манипуляции.
Снять колесо. Если у вас ободные тормоза, сначала их нужно разжать. Для этого трос необходимо вытащить из быстросъемного зажима. Никакие инструменты для этой операции не потребуются. Затем нужно достать ось, на которой установлено колесо, разблокировав эксцентрик или выкрутив гайку. На заднем колесе важно перевести цепь на самую маленькую звездочку — так оно снимется легче.
Поддеть покрышку. Одну-две монтажки нужно установить между ободом и шиной. После этого еще одной монтажкой провести вдоль всего колеса, чтобы резина вылезла наружу. Это действие важно выполнить с обеих сторон. При отсутствии монтажек подойдут любые плоские предметы без острых краев.
Оценить состояние резины. Причиной прокола может быть кнопка или любой острый предмет. Покрышку нужно внимательно осмотреть снаружи и внутри, прежде чем ставить новую камеру, иначе она сразу же лопнет. Стоит проверить и обод — на нем тоже мог остаться «виновник» прокола.
Поставить камеру в шину. Чтобы она лучше зафиксировалась и не выпадала, ее нужно немного накачать.
Соединить колесо и покрышку. Для этого необходимо совместить ниппель с отверстием на ободе и постепенно завести покрышку внутрь сначала с одной стороны, потом — с другой.
Накачать шину. Давление зависит от типа велосипеда и дорог, по которым вы ездите. Для горных моделей это значение обычно составляет около 2.5 bar для переднего колеса и 2.6 bar — для заднего. У фэтбайков с широкими колесами давление ниже, а у моделей с узкими (например, шоссейников) — намного выше.
Закрепить колесо на раме или вилке. Нужно совершить те же действия, как в первом пункте, только в обратном порядке. Важно установить покрышку правильной стороной, чтобы канавки протектора качественно держали дорогу.
После замены камеры нужно немного прокатиться в безопасном месте, чтобы понять, все ли в порядке. Например, на велосипеде с ободными тормозами можно случайно забыть вернуть их в исходное положение после установки колеса.
Первую замену лучше провести в мастерской. Там вы сможете понаблюдать за действиями специалиста, чтобы потом их повторить.
Плюсы способа
Наиболее надежный вариант, позволяющий почти со стопроцентной гарантией устранить прокол колеса.
Не требует специфических навыков.
Намного быстрее, чем ремонт старой камеры.
Минусы способа
Запасные камеры будут занимать место в рюкзаке или сумке и добавлять вес велосипеду.
Если случайно ошибиться с размером, установить камеру не получится.
Повторный прокол возможен в любое время, в том числе сразу же после ремонта. Даже новая запчасть не выдержит наезда на острое препятствие.
Если подменная велокамера долго лежала без дела, ее свойства могли ухудшиться. Тогда она быстро выйдет из строя.
Использование ремкомплекта
Представим, что запасной камеры у вас нет или вы уже израсходовали их. Тогда можно починить колесо своими руками. Самый простой вариант — заклеить дырку с помощью ремкомплекта. Обычно в него входят три компонента.
Набор заплаток. Они могут быть одинаковыми или отличаться по размеру: маленькие для микропроколов, большие — для крупных дыр.
Клей. В велосипедной аптечке используется состав, который хорошо держится на резине.
Шкурка. Позволяет зачистить место прокола, чтобы заплатка лучше держалась.

Алгоритм ремонта с помощью ремкомплекта прост: нужно найти место прокола, зачистить область вокруг него наждачной бумагой (шкуркой) от грязи, нанести клей и поставить заплатку.
После проведенной манипуляции лучше выждать несколько минут, пока клей не схватится. Затем желательно чуть-чуть подкачать камеру. Убедившись, что воздух не выходит, её можно ставить в колесо. Процесс выполняется точно так же, как и в случае с заменой старой пробитой камеры на новую исправную.
Если найти дырку визуально не получается, можно немного накачать камеру и поднести ее к уху — в месте прокола будет слышен характерный шип. Другой лайфхак — после накачки опустить камеру в воду: по пузырькам воздуха можно легко определить, где требуется ремонт.
Плюсы способа
Ремкомплект — наиболее эффективный вариант, чтобы вернуть в строй колесо с помощью подручных средств. При качественном ремонте и аккуратной езде заплатка прослужит не один год.
Ремонт не занимает много времени — при наличии сноровки вам хватит 10–15 минут.
Дешевле, чем каждый раз покупать новую камеру.
Набор заплаток, клей и шкурка почти не занимают места в сумке или рюкзаке.
Если для вас критичен вес велосипеда, отказ от запасок в пользу ремкомплекта позволит уменьшить нагрузку.
Минусы способа
Использование ремкомплекта требует навыков. При неверных действиях заплатка может отвалиться.
Меньшая надежность, чем при установке новой камеры.
Если дыра образовалась около ниппеля или диаметр разрыва более пяти миллиметров, заплатка не будет надежно держаться.
Нет смысла чинить старые или неоднократно отремонтированные камеры — через некоторое время они начнут рваться в других местах.
Применение подручных средств
Если под рукой нет ни запасной камеры, ни ремкомплекта, в дело вступают народные методы. Ваша цель — временно закрыть дырку чем угодно, что не позволит воздуху выходить наружу. Для этого можно попробовать перемотать камеру скотчем, лейкопластырем или изолентой. Каждый слой нужно наклеивать внахлест на предыдущий, чтобы между ними не было пустого пространства. Лучше замотать с запасом в пять–десять сантиметров от дырки с каждой стороны.
При отсутствии клейкой ленты можно снять наклейку с рамы велосипеда. Но этот способ менее надежный.
Если ни ленты, ни наклеек нет, можно установить импровизированную заплатку. Для этого подойдет что угодно, даже кусок полиэтилена или листочки растений. Желательно закрепить «заплатку» любыми подручными средствами, например, специализированным или секундным клеем.
Если нет вообще ничего, что обладает клеящими свойствами, нужно набить между камерой и покрышкой как можно больше полиэтилена или листочков. Благодаря этому они будут держать сами себя.
Идеальный вариант — сначала нанести клей, затем разместить на камере импровизированную заплатку, а потом обмотать скотчем.
Еще один способ, который поможет временно вернуть колесо в строй — перетянуть прокол нитками. Главное — использовать как можно больше слоев, чтобы они не давали воздуху выходить наружу. Этот метод тоже лучше сработает вместе с полиэтиленом или другой «заплаткой».
В крайнем случае можно доехать на пустой покрышке. Для этого ее нужно чем-то набить. Подойдут листья, трава, шишки — все, что сможете найти поблизости.
Плюсы способа
Можно экстренно починить камеру при отсутствии запаски и ремкомплекта, а в некоторых случаях — даже без насоса.
Народные методы позволят с осторожностью доехать до сервиса или веломагазина.
Минусы способа
На ремонт с помощью подручных средств уйдет больше времени.
Способ может не сработать.
Восстановленное варварским способом колесо нельзя сильно накачивать. Придется ехать медленно и избегать прыжков, а усилий будет уходить значительно больше, чем при обычной езде.
Даже если у вас получится починить камеру народным способом, ни один из них не гарантирует, что колесо сохранит герметичность надолго. Воздух может выйти в любую секунду.
Экстремальные методы (например, набивание колеса подручными предметами) вредны для велосипедных компонентов.
Починка колеса с помощью таких способов — крайний вариант, который лучше использовать только в самых безвыходных ситуациях, например, в лесу или в горах. Во всех остальных случаях безопаснее позвонить друзьям или вызвать такси.
Профилактика проколов
Любую болезнь проще предупредить, чем вылечить, и ремонт колеса — не исключение. Понимание, как правильно заклеить или заменить велосипедную камеру, при аккуратной езде может и не пригодиться. На ровной асфальтированной дороге проколы случаются редко. Но нужно быть внимательным и вовремя объезжать ямы, коряги, арматуру и другие препятствия. На бездорожье вероятность проколоть колесо значительно выше.
Важно вовремя менять старые покрышки. Изношенная резина хуже противостоит ударам, и на ней может появиться грыжа — дыра, через которую камера выглядывает наружу. Если отверстие возникнет в центральной части шины, а камера будет контактировать с асфальтом, колесо лопнет в течение нескольких секунд или минут.
По центру покрышки можно установить антипрокольную ленту. Такой аксессуар создаст дополнительную защиту для камеры при наезде на препятствия или острые предметы.
Еще один параметр, за которым нужно следить — уровень давления в колесе. Если этим пренебречь, ехать будет тяжелее, а из-за повышенных нагрузок камера может не выдержать.
Зная, как устранить прокол колеса на велосипеде и что нужно для ремонта, вы сможете кататься с удовольствием и будете готовы к неожиданным ситуациям. А купить запасные камеры, ремкомплект или покрышку на замену всегда можно в нашем онлайн-каталоге и магазинах Спортмастер PRO.