Это статья про перемещение по городу на велосипеде. Еще у нас есть материал про выбор городского байка.

Велосипедист  регулярно оказывается в условиях городского движения. Если речь идет об использовании велосипеда как транспорта, то весь веломаршрут идет в городе. В случае использования велосипеда для досуга или загородного выезда  до места отдыха придется сначала проехать по городу и потом вернуться домой.  

Велосипедист в городе должен руководствоваться определенными правилами. Без их понимания, ситуация на городских дорогах во время поездки несет большие риски. На улицах сталкиваются, причем, иногда в прямом смысле, пешеходы, велосипеды, автомобили и в последнее время – средства индивидуальной мобильности (СИМ). Участники движения часто не просчитывают последствия своих действий и не видят риски от транспортных средств других типов, это обязательно нужно учитывать

Любая поездка на велосипеде в городе, как с транспортными целями, так и с досуговыми имеет много общего. В этом материале мы остановимся на основных элементах  безопасных  поездок на велосипеде в городе.

Важно понимать, что прочтения текста, даже написанного максимально в практическом ключе, для понимания столь сложной темы недостаточно. Понять ситуацию можно только попробовав прокатиться на велосипеде в городе, проявляя максимум осторожности. Начать знакомство с дорожной ситуацией проще всего наблюдая за действиями участников движения.

Правила дорожного движения: теория и практика

Главное, чем должен руководствоваться каждый участник дорожного движения в городе, в том числе, велосипедист, это правила дорожного движения (ПДД). 1 марта 2023 года вступила в действие новая редакция ПДД. В результате многолетнего обсуждения и неоднократной смены подходов в них наконец-то появилось такое понятие как СИМ. К которым отнесли:

  • роликовые коньки;

  • самокаты;

  • скейтборды;

  • электросамокаты;

  • электроскейтборды;

  • гироскутеры;

  • сигвеи;

  • моноколеса.

СИМ практически приравняли к велосипедам – водители СИМ должны ездить вместе с велосипедистами. Хотя некоторые исключения есть, водители СИМ должны руководствоваться сигналами светофоров для пешеходов. СИМ, прежде всего электросамокаты, сильно поменяли ситуацию на российских дорогах для пешеходов и велосипедистов.

Велосипеды

Где должны ездить велосипедисты и СИМ

Велосипедисты старше 14 лет могут ездить по велодорожке, велопешеходной дорожке, обочине, правой части проезжей части и тротуару. Самая сложная область, в которой происходит максимум конфликтов – движение велосипедистов по тротуарам или пешеходным дорожкам. Согласно ПДД такая возможность предоставляется, но лишь  в следующих случаях (цитаты из ПДД):

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;

  • велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

В ПДД изначально заложена неопределенность — «отсутствует возможность двигаться по ним» нечеткая формулировка, на которую можно списать все. Далее следует следующая нечеткая формулировка про условия поездки по тротуару: велосипедист не должен подвергать опасности или создавать помехи для движения иных лиц (пешеходов). С точки зрения ПДД – создание помехи  – это когда пешеход должен менять направление движения или останавливаться, пропуская велосипедиста. Большинство велосипедистов и водителей СИМ об этом и не подозревают, они не учились в автошколах и им это никто не разъяснил. Из-за этого можно постоянно наблюдать велосипедистов, активно маневрирующих на тротуарах на большой скорости, что очень рискованно, как для них, так и для пешеходов. Появление на тротуарах электросамокатов еще больше увеличило риски.

Велосипедист в городе: практика

Человек минимально знакомый с реальной дорожной ситуацией в крупных городах понимает, что ПДД на практике работают плохо - и велосипедисты, и водители СИМ ездят агрессивно по тротуарам и создают проблемы. Действия водителей прокатных электросамокатов чаще похожи на действия пилотов, а не водителей. Водители автомобилей также часто вольно или невольно нарушают ПДД. Пешеходы так же не соблюдают ПДД, часто не зная их, и не понимают особенности действий других участников движения.

Дорожная практика для велосипедиста проста - решив выехать в город c  любыми целями придется ездить по разным типам дорог – выйдя из подъезда, он окажется на дворовой территории. Далее, даже если он будет ездить в основном по тротуарам или велодорожке, ему в любом случае придется двигаться или как минимум пересекать проезжую часть с автомобилями. Возможности построить веломаршрут только по велодорожке нет ни в одном городе мира, всегда приходится использовать дороги разных типов. Из-за этого для безопасного движения велосипедист должен понимать, как действуют другие участники движения.

Маршрут велосипедиста в городе в зависимости от целей

При использовании велосипеда как транспорта вам требуется проехать из точки А в точку Б. Выбирая транспортный веломаршрут не следует ориентироваться на самый короткий путь, целесообразно ориентироваться на самый комфортный и безопасный – включающий максимальное количество дружественной по отношению к велосипедистам инфраструктуры – велодорожки, парки, если таких нет, то дороги - с минимальным трафиком. Если вы спешите, то лучше воспользоваться альтернативным средством передвижения.

Если велосипед ваш досуг,  то ваш веломаршрут состоит из двух частей – доехать до основного места катания-отдыха, покататься там и вернуться домой. То есть, в данном случае транспортная составляющая велосипеда никуда не исчезает.

Комплексный маршрут

При этом, не обязательно использовать только велосипед для передвижения по городу, вы можете проехать часть маршрута на велосипеде, а часть маршрута - на автомобиле или общественном транспорте.

Общественный транспорт в разных регионах России находится в очень разном состоянии,  в некоторых регионах он приспособлен для перевозки велосипедов в некоторых - нет.

В Москве на метро можно возить только складной велосипед, в электричках (и в МЦД, и в МЦК) и автобусах перевозить велосипед можно. Есть только одна проблема - часто общественный транспорт перегружен и с велосипедом в него просто невозможно войти. Выбирая время поездки с велосипедами в общественном транспорте целесообразно учитывать его загруженность.

Велоаксессуары

Безопасность на дороге

Как было упомянуто, при движении на велосипеде вам придется взаимодействовать со всеми участниками движения. У всех их есть особенности, выделю главные моменты на которые нужно обратить внимание.

Пешеходы

Пешеход на тротуаре и пешеходной дорожек – главный участник движения и имеет все приоритеты. Велосипедисты не должны создавать им никаких проблем. Также нужно понимать, что пешеходы часто делают неожиданные действия. Они часто не подозревают о наличии на тротуаре транспортных средств и услышав что-то сзади могут повести себя непредсказуемо. Это несет риски для велосипедистов. Вывод тут прозрачен, при поездке по тротуару, ваша скорость на велосипеде не должна превышать 10-15 км/час и следует исключить резкие маневры. Полезно иметь звонок, но не подавать звуковые сигналы им агрессивно.

Если пешеход двигается по велодорожке – ситуация обратная, он нарушает правила, но давить его из-за этого не стоить – опять целесообразно учитывать наличие пешеходов и их непредсказуемое поведение.

Автомобилисты

Если вы передвигаетесь на велосипеде по проезжей части, то вы становитесь полноценными участником движения. Здесь главная проблема в том, что водители автомобилей часто не знают как отслеживать велосипедистов на дороге, их этому никто не учил, опыт можно получить только на практике. Главное, что не умеют водители – контролировать  правую часть проезжей части. Если машина едет в правом ряду, ее водитель часто не подозревает, что кто-то может быть правее. Главный подвох в том, что велосипедист нормально не виден в боковое зеркало, а контролировать ситуацию поворотом головы водители не привыкли. В такой ситуации любой маневр автомобиля, например, поворот направо для парковки или неожиданное открытие двери приводит к аварийной ситуации. Несмотря на это ездить на велосипеде по проезжей части по ПДД в целом - правильная идея. Главное проявлять осторожность, выбирать максимально безопасный маршрут, не рисковать и никуда не спешить.

Если вы едете на велосипеде по тротуарам, то наиболее опасный момент пересечение проезжей части. ПДД предполагает, что вы с велосипедом переходите дорогу пешком, спешившись с велосипеда. На практике это делается редко, даже уменьшить скорость до скорости пешехода практикует редкий велосипедист. Резкий съезд велосипедиста на пешеходный переход с тротуара несет риски из-за того, что скорость велосипеда существенно выше скорости пешехода, на которых привыкли реагировать водители и он не успеет прореагировать. Регулярно бывают случаи столкновения двух велосипедистов или водителей СИМ, один ехал по ПДД по правой части проезжей части, второй - в нарушение ПДД резко съехал с тротуара 

СИМ

За последние 3-5 лет разнообразные СИМ стали очень популярны, их водители часто не готовы к реальной дорожной ситуацию и создают риски как для себя, так и для окружающих. Распространенность разных типов СИМ сильно отличается по регионам, очень полезно понимать особенности распространенных у вас вариантов. Например, в Москве и Санкт-Петербурге много роллеров и скейтеров, особенно в местах досуга, их поведение крайне сложно прогнозировать. Соответственно, хорошая идея при их виде всегда притормаживать.

Электросамокаты

Наиболее опасные СИМ - это электросамокаты, особенно прокатные. Они позволяют двигаться со скоростью до 25 км/ч и более (несмотря на то, что это запрещено по ПДД). Это опасное транспортное средство, как для их водителя, так и для окружающих. Никакого контроля за их использованием нет, их берут на прокат несовершеннолетние и люди после употребления алкоголя. Столкновение с электросамокатом может быть причиной тяжелого травматизма, так что, видя их сразу уменьшайте скорость и исключите любое маневрирование.

Качество дорожного покрытия

К участникам движения примыкает состояние дорожного покрытия и любые дорожные препятствия, такие как “лежачий полицейский”, крышки (или их отсутствие) любых люков, ямы на дороге. Критично понимать, что любой наезд на подобный объект может привести к падению и травмам. Наиболее опасны ситуации, когда дорожная ситуация вынуждает вас маневрировать и в результате маневра вы попадаете на подобное препятствие. В темноте ситуация резко усложняется, отсутствие  света критично. Единственный способ не столкнуться с подобной ситуацией – ограничивать скоростной режим.

Шлем как ключевой элемент безопасности велосипедиста

При самом коротком выезде в город  шлем становится обязательными аксессуаром. Использовать можно абсолютно любой шлем, главное - чтобы он подходил вам по размеру и жестко фиксировался на голове. Две главные причины обязательного использования шлемов это то, что голова человека не рассчитана на контакт с асфальтом или камнями и то, что каким бы вы опытным велосипедистом не были, вы зависите от действий других участников движения, часто непредсказуемых.

В темное время суток очень важно иметь освещение – велосипедный фонарь-фару.

Защита

Сезонность и погодные условия

Разделяется положительные и отрицательные температуры и сухое или влажное покрытие дорог. Ездить при отрицательных температурах, когда на дорогах снег со льдом сложно – к этому нужно специально готовить велосипед, плюс иметь соответствующие навыки. Не покатавшись несколько сезонов в теплое время года выезд зимой в город несет большие риски.

Дождь также сильно усложняет дорожные условия, во-первых, вам будет не комфортно, во-вторых, маневрирование на влажной дороге несет риски, в-третьих, под водой могут скрываться различные препятствия.

Где и когда оптимально кататься на велосипеде для досуга

Идеальное место для катания - это парки, имеющие специальные велодорожки. Они стали появляться  во многих российских регионах. Также во многих городах есть набережные, тоже отличное место для катания на велосипеде. Если их нет, то нужно ориентироваться на улицы с минимальным дорожным трафиком. 

Очень хорошая идея кататься на велосипеде ранним утром, во-первых, на дороге отсутствуют автомобили, во-вторых, в это время самый чистый воздух.

В заключение главная рекомендация – минимизируйте любые риски. Для начала начните смотреть за действиями  велосипедистов и водителей СИМ в городе. Вы быстро увидите, как много сложных ситуаций возникает на дороге из-за непонимания простейших вещей и взаимного неуважения участников движения, и поймете, как избежать большинства из них.

Чтобы велоспорт дарил радость, нужен подходящий велосипед и аксессуары. Всю необходимую экипировку и инвентарь можно найти на сайте Спортмастера.

Городские велосипеды
30 599 ₽
33 999 ₽
-10%
Stern | Велосипед городской Stern Urban 28" 2024
3
Купить
69 300 ₽
Haro | Велосипед городской Haro Lxi Flow 3 29, 2021
1
Купить
46 999 ₽
Polygon | Велосипед городской Polygon Path 2 700C, 2022
1
Купить
100 799 ₽
111 999 ₽
-10%
Trek | Велосипед городской Trek Fx 3 Disc 700C, 2022
1
Купить
30 599 ₽
33 999 ₽
-10%
Stern | Велосипед городской Stern Urban 28", 2022
14
Купить
19 999 ₽
24 999 ₽
-20%
Stern | Велосипед городской Stern Q-stom Sport 28", 2022
7
Купить
34 999 ₽
Stern | Велосипед городской Stern City 28", 2022
11
Купить
22 399 ₽
27 999 ₽
-20%
Stern | Велосипед городской женский Stern Urban 2.0 Lady 28", 2021
22
Купить
19 999 ₽
24 999 ₽
-20%
Stern | Велосипед городской Stern Q-stom Classic 28", 2022
6
Купить
38 499 ₽
Bear Bike | Велосипед городской Bear Bike Perm 700C
3
Купить
22 399 ₽
27 999 ₽
-20%
Stern | Велосипед городской Stern Urban 2.0 28", 2021
23
Купить
30 599 ₽
33 999 ₽
-10%
Stern | Велосипед городской женский Stern Urban 28", 2022
5
Купить
Велоаксессуары
199 ₽
249 ₽
-20%
Stern | Звонок велосипедный Stern
278
Купить
174 ₽
249 ₽
-30%
Cyclotech | Фонарь велосипедный передний габаритный Cyclotech
0
Купить
399 ₽
Stern | Звонок велосипедный Stern
112
Купить
1 599 ₽
Cyclotech | Замок велосипедный с ключами Cyclotech
90
Купить
249 ₽
Лучшая цена
Cyclotech | Замок велосипедный с ключами Cyclotech CLK-2
469
Купить
199 ₽
249 ₽
-20%
Лучшая цена
Cyclotech | Замок велосипедный с ключами Cyclotech CLK-2
469
Купить
249 ₽
Лучшая цена
Cyclotech | Замок велосипедный с ключами Cyclotech CLK-2
469
Купить
249 ₽
Лучшая цена
Cyclotech | Замок велосипедный с ключами Cyclotech CLK-2
469
Купить
279 ₽
349 ₽
-20%
Cyclotech | Фонарь велосипедный задний Cyclotech
95
Купить
199 ₽
249 ₽
-20%
Cyclotech | Фонарь велосипедный задний Cyclotech
88
Купить
199 ₽
249 ₽
-20%
Cyclotech | Фонарь велосипедный передний габаритный Cyclotech
283
Купить
174 ₽
249 ₽
-30%
Cyclotech | Фонарь велосипедный передний габаритный Cyclotech
283
Купить
Велосипедная защита
2 290 ₽
Новая коллекция
VIKING | Перчатки VIKING Tigra TPS Multifunction Black
0
Купить
2 290 ₽
Новая коллекция
VIKING | Перчатки VIKING Katia Multifunction Black
0
Купить
2 290 ₽
Новая коллекция
VIKING | Перчатки VIKING Katia Multifunction Blue
0
Купить
5 676 ₽
Новая коллекция
Rockbros | Велошлем ROCKBROS Black Cat Sheriff детский
0
Купить
4 595 ₽
Новая коллекция
Rockbros | Велошлем ROCKBROS городской Breton синий
0
Купить
3 406 ₽
Новая коллекция
Rockbros | Велошлем ROCKBROS с визором подходит для электровелосипеда
0
Купить
2 790 ₽
Новая коллекция
VIKING | Перчатки VIKING Orton TPS Multifunction Black
0
Купить
4 595 ₽
Новая коллекция
Rockbros | Велошлем ROCKBROS городской Breton черный
0
Купить
599 ₽
Cyclotech | Перчатки велосипедные Cyclotech Wind-B
6
Купить
1 199 ₽
Cyclotech | Перчатки велосипедные Cyclotech Race
2
Купить
10 000 ₽
Kask | Шлем Kask SINTESI
0
Купить
10 000 ₽
Kask | Шлем Kask SINTESI
0
Купить