Как самому починить велосипед
Навыки самостоятельного ремонта, которые пригодятся каждому любителю велоспорта
Некоторые неисправности можно предотвратить — например, при помощи установки защиты. Подробнее об этом читайте в статье «Как подобрать защиту главных узлов велосипеда». А здесь — о том, как устроен велосипед.
Велосипед нуждается в регулярном техническом обслуживании, особенно перед началом сезона. Статичные части (болты, втулки и шатуны) периодически разбалтываются. Ходовую часть нужно чистить и смазывать, проверять давление в шинах.
Прокол камеры
Если прокол настолько серьезный, что камера лопнула, придется ее заменить. Если прокол одинарный, например от гвоздя или колючки, можно поставить заплатку.
Заплатки и клей обычно есть в стандартном ремонтном комплекте для велосипеда. Подробнее об этом читайте в статье «Как использовать ремкомплекты для велосипеда».
Чтобы устранить прокол:
Велосипед нужно поставить на седло.
Выпустить воздух из камеры.
Вытащить покрышку при помощи набора монтажек. Если их нет под рукой, подойдет любая плоская отвертка с затупленным концом.
Определить место повреждения: накачать пустую камеру, сжать и прислушаться, откуда пойдет шипение. Другой вариант подходит, если рядом есть вода: опустить подкачанную камеру в воду и по пузырькам воздуха определить место прокола.
Найденное место нужно пометить и зачистить наждачной бумагой.
Прикрепить самоклеящуюся заплатку.
Немного подкачать велосипедную камеру, поместить камеру в покрышку и забортовать покрышку с помощью набора монтажек.
Накачать велосипедную камеру.
Важно! При дальних поездках всегда берите с собой ремкомплект или запасную шину
Если этого не оказалось под рукой, в полевых условиях можно поступить так:
- Разбортовать колесо и туго набить шину травой.
- Обмотать камеру в месте прокола полиэтиленовым пакетом.
- Завязать камеру в узел в месте повреждения и накачать. Так, чтобы прокол был изолирован натяжением узла.
Можно превентивно залить герметик для шин и проколов. В случае повреждения он проникает в отверстие, препятствуя выходу воздуха. Для разных покрышек выпускают разный герметик.
СОВЕТ ЭКСПЕРТА
Самый неприятный тип проколов ― двойные типа «змеиный укус». Появляются при агрессивном катании, налете на острый камень или бордюры. Самоклеящиеся заплатки могут не справиться. Стоит использовать наборы для постоянного ремонта
Чтобы избежать либо уменьшить вероятность такого прокола, надо поддерживать рабочее давление в камерах
Ремонт тормозов
Ободные тормоза (v-brake) требуют проверки и настройки хотя бы раз в сезон, после длительного простоя или появления признаков их некорректной работы.
Признаки того, что с тормозами что-то не так:
- тормоза стали плохо реагировать на усилие: не сразу срабатывать, не сразу отпускать — обычно это проблемы с тросиками;
- на скорости появляется гудение, периодические стуки, свист — скорее всего, связано с состоянием колодок.
Замена колодок
Производители делают на изделии специальные насечки, помогающие определить износ системы.
Замена стертых колодок на новые:
Разомкнуть тормоза и под усилием извлечь рубашку тормоза из держателя.
Выкрутить винт фиксации колодок.
Поддеть и удалить старую колодку, установить новую на ее место.
Регулировка положения колодки:
Колодка должна находиться на уровне обода и при проверке на просвет должна быть параллельна ободу как в разомкнутом положении, так и в положении торможения.
При вращении колеса колодки должны прижиматься точно по вектору вращения, не отклоняясь от него.
Регулировка натяжения:
Мелкая регулировка осуществляется с помощью специального винта на тормозной ручке.
Если этого недостаточно, нужно ослабить болт на тормозной лапке и растянуть или натянуть трос, затем затянуть болт.
Соскакивающая цепь
После тормозных колодок цепь ― второй элемент, который чаще всего требует замены. Качественные цепи на городских байках изнашиваются через несколько тысяч километров пробега.
Почему велосипедная цепь соскакивает:
- износ цепи, провисание и растягивание звеньев;
- загрязнение и нехватка смазки;
- некорректная работа заднего или переднего переключателя.
Провисание цепи можно устранить, просто укоротив ее. Для этого необходимо снять несколько звеньев. Современные цепи легко демонтировать, они делаются со специальными замками.
Цепь нужно периодически чистить от старой смазки, наносить новую, регулировать натяжение.
«Восьмерка» на колесе
Если при езде колесо задевает перья и колодки, значит, случилась деформация обода, колесо перестало быть круглым.
Обычно велосипедисты обнаруживают разболтавшееся колесо после сильного удара или неудачного преодоления препятствия.
Важно! Качественно выпрямить обод и правильно затянуть спицы в домашних условиях сложно. Это будет временная мера, впоследствии необходимо обязательно обратиться в специализированный сервис
Деформация колеса, при которой оно принимает овальную форму, связана с неравномерным натяжением спиц внутри обода.
Люфт
Люфт — это пространство между плотно прилегающими деталями, которое образуется, когда они начинают разбалтываться. В результате при езде возникает вибрация. Бывает люфт колеса, каретки или руля.
Причины возникновения люфта:
- износ втулки;
- срыв резьбы на любом из креплений;
- повреждение гаек;
- выход из строя насечек.
Устранение люфта колеса:
При незначительном люфте достаточно найти разболтавшиеся контргайки и подкрутить их подходящим гаечным ключом.
Целостность подшипников втулки
Если, перевернув велосипед на седло и раскачав колеса, вы обнаружили, что они шатаются из стороны в сторону, то люфт серьезный и необходимо обратиться в сервисный центр.
Для проверки подшипников нужно:
Снять колесо.
Перебрать втулку, обратив внимание на целостность подшипников, состояние оси и ее комплектующих.
Важно! Продолжать кататься с люфтом небезопасно. Может выйти из строя втулка, что грозит полной сменой спиц в колесе и деформацией обода
Замена втулки
Если, помимо разболтанного колеса, при езде раздается треск, скорее всего, проблема с втулкой. В случае сильного повреждения этой детали ее придется заменить.
Для замены втулки нужно:
Спустить колесо.
Удалить шину, камеру и ободную ленту.
Раскрутить ниппели у спиц с помощью специальной отвертки и соответствующего ключа для спиц.
Вытащить втулку и заменить ее на новую.
Собрать колесо.
Для диагностики люфта руля зажмите тормоз и сдвиньте велосипед вперед, затем назад. Если вы обнаружили, что руль качается, вам необходимо:
При помощи шестигранника ослабить болты на выносе руля, фиксирующие его на штоке вилки.
Подтянуть шестигранником стяжной болт, который располагается сверху и стягивает систему «вынос — вилка — рулевая».
Можно совмещать процесс подтяжки болта с перемещением байка вперед-назад с зажатым передним тормозом. Таким образом люфт устраняется полнее, и все рабочие части садятся на свои места.
Еще раз проверить систему «вынос — вилка — рулевая» на наличие люфта и убедиться, что под пальцами нет никакого движения.
Выровнять руль, приведя его в положение, перпендикулярное колесу, и затянуть фиксирующие болты на выносе. Руль должен поворачиваться свободно.
Важно! Если минимальный люфт проигнорировать, возможны повреждения резьбы, подшипников и втулок
После переустановки втулок, замены подшипников или просто перетягивания гаек необходимо протереть соприкасающиеся между собой места велосипеда от грязи и пыли, смазать специальными средствами с антиабразивными и пылеотталкивающими свойствами.
Люфт каретки
Каретка велосипеда — это часть, которая соединяет шатуны педалей с рамой и делает так, чтобы педали крутились. Люфт каретки может возникнуть после длительной езды по неровным дорогам. Если вовремя его не устранить, можно столкнуться с нарушением четкости переключения передач или повреждением подшипников и чашек.
Устранить люфт можно несложной регулировкой:
Снять левый шатун.
Очистить от грязи трубу каретки, чашки и вал каретки.
Отвернуть контргайку с левой чашки каретки.
С помощью специального ключа ослабить левую чашку каретки.
Пошатывая правый шатун (шатун установлен на вал), плавно завернуть левую чашку каретки до момента, пока люфт не исчезнет (пошатывать правый шатун станет невозможно).
После того как люфт на валу исчезнет, довернуть левую чашку каретки до момента, когда при вращении вала каретки (правого шатуна) от руки не появится небольшое сопротивление.
Установить контргайку на левую чашку каретки.
Придерживая ключом левую чашку каретки, затянуть контргайку левой чашки каретки.
Момент затяжки контргайки каретки составляет 20–30 Н·м.
Описанные действия имеют практическую пользу только в том случае, если мастер уверен в том, что люфт вызван естественной притиркой элементов каретки на новом велосипеде. Если байк с приличным пробегом, возможно, необходима полная переборка каретки с заменой износившихся деталей, промывка и чистка, смазка.
Каретка должна вращаться свободно, не заедать. Если проблемы остались, советуем отвернуть стопорную гайку и не спеша повторить все сначала, ослабляя или подтягивая чашку шлицевым ключом.
Если вы заметили неисправность в велосипеде, обращайтесь в сервисные центры Спортмастера. Если хотите обслуживать велосипед самостоятельно, не забудьте заранее позаботиться о наличии необходимых инструментов. Найти их можно в наших онлайн- или офлайн-магазинах.
Каталог