Помощь
20.11.2019
1000
Заказ по телефону 24/7
Адреса
магазинов
Каталог товаров
Кабинет
войти на сайт
Корзина
Библиотека знаний
 
Велоспорт
 
Все об устройстве велосипеда
Велоспорт

Все об устройстве велосипеда

СпортМастер
Велосипед – транспортное средство, устроенное довольно сложно. Чтобы чувствовать себя на нем уверенно, нужно понимать, как у него все работает.
Рама
1/9
Руль
2/9
Колеса
3/9
Седло
4/9
Вилка
и подвеска
5/9
Педали
и каретка
6/9
Цепи
и звездочки
7/9
Трансмиссия
8/9
Тормозная система
9/9
Рама
СпортМастер
Рама - основной элемент велосипеда. Можно сказать, что это «скелет» велосипеда, к которому крепятся все механизмы и оборудование.
В разных типах велосипедов используются разные виды рам.
1
Рама горных велосипедов. Как правило, используются материалы: сталь, алюминий или карбон. Рама делается более жесткой, чтобы выдерживать высокие нагрузки при катании как по пересеченной местности, так и по городу.
СпортМастер
2
Рама городских велосипедов. Используются материалы: сталь, алюминий. Профиль труб делается тоньше, используется меньше технологий при создании рам, чем у горных велосипедов.
СпортМастер
Зачастую для городских велосипедов делают складные рамы для компактности и комфортной транспортировки.
СпортМастер
3
Рама для шосссейных велосипедов. Основными требованиями таких рам является вес и прочность, поэтому используются материалы: алюминий и карбон.
СпортМастер
4
Рама BMX. Такие рамы, как правило, небольших размеров, но очень крепкие и с большим запасом прочности. К этому обязывает стиль езды - они предназначены для трюков, прыжков, и других элементов. Основные материалы, которые используют для производства: сталь и алюминий.
СпортМастер
Женские велосипеды могут отличаться от мужских геометрией рамы, зачастую они имеют более низкую раму для комфортной посадки.
Материал велорамы — вес или прочность?
Чем меньше весит велосипед, тем легче кататься и тем экономнее расходуются силы райдера. Но уменьшать массу за счет толщины труб бесконечно нельзя — снизится жесткость и прочность. Обычно велорамы изготавливают из сплавов металла и композитов.
От применяемого материала зависит масса, жесткость, геометрия, цена. Стальные образцы весят больше 3 кг, алюминиевые — 2-3 кг, вес карбоновой рамы обычно менее 1,5 кг., а облегченные варианты могут достигать веса в 900 гр., в зависимости от используемых технологий изготовления рам.
1
Сталь или хромованадий

Прочные и недорогие металлы, но они подвержены коррозии при повреждении эмали и достаточно тяжелы. Применяются на детских велосипедах, недорогих дорожных, а также там, где надёжность важнее веса (BMX).
СпортМастер
2
Алюминий
(алюминиево-магниевый сплав с добавлением кремния или цинка).

Самый распространенный материал для велосипедных каркасов. Сочетает малый вес, прочность, современный внешний вид, разумную цену. На 90% велосипедов установлены именно алюминиевые рамы.
СпортМастер
3
Карбон

Углепластик сочетает минимальный вес и высочайшую прочность. Композит изготавливается из эпоксидной (реже — полиэфирной) смолы с добавлением углеволокна. Сложная технология изготовления обуславливает высокую цену изделия.
СпортМастер
4
Титан

Самый долговечный материал, который не боится перепадов температур, дождей, реагентов, царапин. Титановые рамы встречаются довольно редко и чаще всего ставятся на велосипеды профессионального уровня. Весят они примерно столько же, сколько алюминиевые, но намного прочнее и выносливее.
СпортМастер
Читать дальше: Руль велосипеда
2/9
Руль
СпортМастер
От формы и размера руля зависит управляемость байка, комфорт езды и удобство посадки велосипедиста. Главные параметры, на которые нужно обращать внимание при выборе — форма, материал изготовления, возможность установки дополнительных аксессуаров.
Форма и предназначение
От предназначения велосипеда зависит и форма руля.
Существует несколько основных типов:
Прямой руль устанавливается на горные велосипеды, используется для езды по пересеченной местности, отличается хорошей управляемостью, простотой конструкции, возможностью комплектации дополнительными аксессуарами и элементами управления.
Минус: может вызвать дискомфорт и привести к повышенным нагрузкам на спину.
СпортМастер
Изогнутый руль похож на прямой руль, но изогнут в центральной части. Такая модель ставится на горные велосипеды и используется как аналог прямого руля.
СпортМастер
Изогнутый руль с перекладиной — перекладина и увеличение центрального изгиба позволяет использовать рули на велосипеды BMX. Модель очень прочная и выдерживает большие нагрузки.
СпортМастер
Вертикальный руль — такая модель ставится на прогулочные велосипеды, посадка у велосипедиста при этом будет прямая.
СпортМастер
Руль «бараньи рога» (второе название капля) представляет собой горизонтальную трубу, резко изгибающуюся после ручек управления на 10-20 градусов, образуя параллельные раме два полукруга. Такая модель идеально подходит для шоссейных и трековых велосипедов, позволяя снижать нагрузку на мышцы.
СпортМастер
Руль-бабочка (походный или треккинговый) имеет форму бабочки и по своим функциям близок к «капле», но предназначен не для скоростного, а для спокойного долгого катания. Модель не очень дешевая, зато незаменимая при велопоходах.
СпортМастер
«Усы» (mustache) — упрощенная бабочка. Это очень удобная модель. Ручки изогнутой трубы удобно развернуты в сторону велосипедиста, что позволяет захватывать его в нескольких местах и долго не чувствовать усталость.
СпортМастер
«Коровьи рога» (cowhorn). Прямой руль с дополнительными рогами, загибающимися вперед или вверх. Эту модель чаще всего устанавливают на шоссейном или дорожном велосипеде.
Минус: такой руль небезопасен на бездорожье – руки водителя расположены параллельно раме, что делает байк менее управляемым, да и амортизация на кочках у него минимальна.
СпортМастер
При покупке руля следует обращать внимание на его диаметр, тип крепления. Должна быть полная совместимость руля с выносом, переключателями скоростей и тормозными рычагами.
Велосипедные рули изготавливаются из:
1
Стали

Классический вариант руля из стали (хромомолибденового сплава). Он надежен и прочен, но слишком тяжел.
СпортМастер
2
Алюминиевых сплавов

Оптимальный вариант - отличается небольшим весом и хорошей прочностью конструкции.
СпортМастер
3
Карбона и титана

Вариант для рулей профессиональных велосипедов. Они мало весят, очень прочны, за что приходится платить высокую цену.
СпортМастер
Дополнительные аксессуары к рулю
Рога. Устанавливаются на край руля, обеспечивая дополнительный хват.
СпортМастер
Обмотка. Широкая тянущаяся лента, которая наматывается на рога и ручки для большей мягкости и комфортной езды. Изготавливается из мягкой кожи, из вспененного поливинила, часто имеет дополнительный гелевый слой.
СпортМастер
Лежак на руль. Специальная конструкция, обеспечивающая велосипедисту множество вариантов захвата руля и разгружающая спину. Отличное приспособления для многодневных путешествий.
СпортМастер
Заглушки на руль. Наконечники, закрывающие трубу руля. Нужны, чтобы защищать окружающие предметы от царапин (если вы прислоняете стоящий велосипед к чему-либо), а также для того, чтобы внутрь руля не забивалась грязь.
СпортМастер
Грипсы – специальные ручки, которые надеваются на руль в том месте, где велосипедист за него держится. Чаще всего делаются из резины, но встречаются модели из силикона, пробки, кожи. Бывают грипсы с гелевыми вставками, учитывающими анатомические особенности кисти.
СпортМастер
Рулевая колонка
СпортМастер
Рулевая колонка – это довольно сложный механизм, состоящий из двух чашек, подшипников и колец, благодаря которым труба руля легко поворачивается в рулевом стакане (части рамы).
Рулевые колонки бывают резьбовые и безрезьбовые.
СпортМастер
Вынос руля
Вынос руля соединяет рулевую колонку непосредственно с рулем. Выносы бывают разного размера, длины и угла наклона – они подбираются в зависимости от роста велосипедиста и удобства посадки на байке.
СпортМастер
СпортМастер
Читать дальше: Колесо велосипеда
3/9
Колеса
СпортМастер
На колеса ложится вся нагрузка, которую создает велосипедист своим весом и весом груза. Колеса также обязаны выдерживать возникающие нагрузки ударного типа в различных направлениях, вызванные неровностями на дорожном покрытии.
Конструкционные элементы колеса:
1
Втулка (ступица);
2
Спицы;
3
Обод;
4
Покрышка с камерой.
СпортМастер
Габариты колеса
Чтобы оценить габариты колеса необходимо обратить внимание на два параметра: диаметр обода и толщину покрышки. На рынке представлены колеса:
20 дюймов
Для подростковых, складных городских велосипедов, BMX.
СпортМастер
24 дюйма
Для подростковых велосипедов.
СпортМастер
26 дюймов
Для прогулочных городских и горных велосипедов.
СпортМастер
27,5 дюймов
Специализированный размер колес для горных велосипедов.
СпортМастер
28 дюймов
Универсальный тип колес, подходит для различных моделей дорожных и шоссейных байков.
СпортМастер
29 дюймов
Колеса для горных велосипедов, называемые «найнеры».
СпортМастер
Колеса диаметром 12, 14, 16 и 18 дюймов в основном используются в детских велосипедах.
Втулка
СпортМастер
Втулка – центральная часть колеса, которая связана с ободом посредством натягиваемых спиц. Вся конструкция вращается вокруг неподвижной оси на подшипниках. Во втулке могут использоваться насыпные шарикоподшипники, открытые подшипники с сепаратором, либо «промышленные» подшипники закрытого типа.
Различные конструкции втулок
Передняя и задняя втулка различаются по своему устройству: передние втулки легче и проще по конструкции, чем задние. Это объясняется меньшей динамической нагрузкой на переднюю часть велосипеда. Кроме того, в отличие от передней, задняя втулка во всех типах велосипедов кроме fix-байков обычно имеет встроенный механизм свободного хода. Исключением являются «двухзвездочные» модели втулок (flip-flop).
Передняя втулка имеет универсальное устройство на велосипедах любого типа. Она состоит из следующих деталей: ось колеса с креплениями к дропаутам
a
, подшипники
b
, защитные вставки – пыльники
c
, корпус
d
, наружные крепления под спицы
e
.
СпортМастер
Задние втулки более разнообразны по своей конструкции. Задняя втулка может содержать в себе тормозной барабан или иметь крепления для тормозного диска, а также планетарную систему переключения передач или узел для крепления звездочек (кассета, трещотка).
Существуют следующие виды задних втулок:
1
Классическая. Внешне похожа на переднюю. Принцип работы состоит в передаче усилия в одном направлении: от педалей через трансмиссию на ось. Втулка имеет встроенный механизм свободного хода, за счет которого колесо, при отсутствии усилий, крутится по инерции.
СпортМастер
2
Барабанная
a
и червячная
b
тормозные втулки устанавливаются на односкоростные велосипеды. Торможение происходит при вращении педалей в обратном направлении – звезда может провернуться назад на 1/8 оборота. Червячная втулка отличается от барабанной тем, что к внутренней стенке корпуса при вращении звезды в обратном направлении прикладывается резьбовой шнек. К преимуществам тормозных втулок относятся небольшой вес и прочность конструкции.
СпортМастер
3
Планетарная втулка («планетарка») обладает высоким ходовым ресурсом и отлично защищена от неблагоприятных погодных условий: ступенчатая трансмиссия полностью скрыта в корпусе втулки. Классическая система планетарки – три передачи: повышенная, пониженная и стандартная. Встречаются также высокоскоростные трансмиссии с 5, 7 и 8 передачами. Планетарки бывают с ножным тормозом или безтормозные. Недостатками конструкции являются относительно высокий вес и низкая ударопрочность. По этой причине планетарные втулки ставятся на городские модели велосипедов, так как при агрессивной езде планетарка быстро износится, а ее ремонт не предусмотрен конструкцией.
СпортМастер
4
Flip-flop или двухзведочная втулка – система, которая позволяет развернуть колесо на 180 градусов. Такая втулка имеет резьбу с обеих сторон, и на двух сторонах втулки устанавливаются две звезды с разным количеством зубьев, которые можно поменять местами развернув заднее колесо вокруг своей оси. Следует отметить, что двухзвездочная втулка не имеет свободного хода и тормозного механизма.
СпортМастер
Втулки различаются также по типу крепления: колесо крепится или гайками
a
, привинченными на концы оси к наконечнику вилки, или при помощи эксцентрикового зажима
b
(позволяет быстро снимать и устанавливать колесо не используя инструменты).
СпортМастер
Спицы
СпортМастер
Задача спиц – удерживать форму колеса, обеспечивая его прочность и жесткость, равномерно распределять нагрузки по колесу. Причем жесткость важна как в радиальном, так и в поперечном направлении – чем выше этот показатель, тем меньше вероятность деформации колеса.
Все колеса современных байков делятся на две группы – спицевые и литые.
1
Классический спицованный обод состоит из кратного четырем числа спиц (но не менее 12), изготовленных из стали, алюминия или титана.

Спицы на велосипеде чаще всего располагаются крестообразно, чем больше крестов, тем больше жесткость, а значит эффективнее разгон и торможение велосипеда.
СпортМастер
При желании спицы можно установить радиально, тогда они не будут пересекаться, образуя узор похожий на лучи солнца. Такая конструкция хоть и красивая, но не очень надежная.
2
Литые колеса делаются по типу автомобильных дисков, на них расположено от 3 до 6 широких лопастей.

Такие колеса обеспечивают жесткость конструкции и оригинальность. Но имеют излишний вес, цену, и высокую парусность, которая сильно влияет на управляемость, особенно при боковом ветре и на поворотах.
СпортМастер
Обод
СпортМастер
Обод – главная часть колеса, именно к нему крепятся и спицы, и покрышка. Главные требования к ободу – прочность и легкость.
Чаще всего обода делаются из алюминиевых сплавов. По своей конструкции обода могут быть:
1
Коробчатые – с высокими стенками, куда вставляется шина. На подавляющем большинстве велосипедов установлены именно такие модели.
СпортМастер
СпортМастер
Коробчатые обода различаются по количеству стенок. Самые простые и дешевые варианты — одностенные. Однако U-образное сечение такого обода не имеет достаточной жесткости.
СпортМастер
Для увеличения прочности колеса используются более сложные двух-трехстенные обода с дополнительными ребрами жесткости, а также обода с более высоким профилем.
Чем больше стенок, тем прочнее обод. При этом, многостенные варианты могут увеличивать вес колеса.
2
Трубчатые — встречаются на шоссейных велосипедах. Эти обода более узкие, имеют трубчатое сечение и у них нет развитых стенок с внутренней стороны. Шина шоссейного велосипеда наклеивается на обод через специальную матерчатую ленту.
СпортМастер
Покрышки
СпортМастер
Велосипедная покрышка, или велосипедная шина - это упругая резиновая оболочка, которая обтягивает колесо и предназначается для контакта с поверхностью.
Правильно подобранная покрышка компенсирует несовершенства дороги, делает катание безопасным и позволяет мягко тормозить. Подробнее о выборе покрышек читайте в разделе «Как подобрать покрышки».
Читать дальше: Седло велосипеда
4/9
Седло
СпортМастер
По конструкции все седла могут быть пружинными (для ситибайков) или беспружинными (для горных, шоссейных или туристических моделей).
Седла отличаются по форме, которая зависит от функционального предназначения байка:
1
Туристические – широкие, мягкие, предназначены для круизеров, прогулочных велосипедов, обеспечивают комфортную эксплуатацию с прямой посадкой и на небольшие расстояния.
СпортМастер
2
Спортивные – узкие, жесткие и легкие, используются для спортивных моделей и шоссейных байков.
СпортМастер
3
Комбинированные – средний вариант между узкими и широкими для горных байков, такие седла в меру мягкие и прочные, конфигурация может значительно отличаться в зависимости от модели.
СпортМастер
Подседельный штырь
СпортМастер
Подседельный штырь – это труба, соединяющая раму с седлом байка.
Штыри бывают двух типов:
1
Жесткие – это стандартная труба, оборудованная замком.
СпортМастер
2
Амортизационные – штыри оборудованы специальным механизмом, позволяющим смягчать удары и толчки.
СпортМастер
Подробнее об этом читайте в разделе «Как подобрать подседельный штырь».
Читать дальше: Вилка и подвеска велосипеда
5/9
Вилка
СпортМастер
С помощью вилки переднее колесо крепится к раме велосипеда. Вилки бывают жесткие (без амортизатора) и мягкие (с амортизатором).
Амортизирующие вилки гасят силу удара от столкновения колеса с кочками и неровностями на дорогах. Почти на всех современных велосипедах (за исключением шоссейных) устанавливаются именно такие вилки. Но вот виды амортизаторов, которые в них используются, могут быть разными.
1
Пружинные вилки – самые простые модели, внутри вилки вмонтирована обычная пружина.
 
Простая и недорогая конструкция.
 
Небольшое сжатие, быстрый износ.
СпортМастер
2
Пружинно-эластомерные – помимо пружины внутри еще находится стержень из полимерного материала, который тоже гасит удары.
 
Надежная и простая конструкция.
 
Плохо функционируют на холоде.
СпортМастер
3
Масляно-пружинные вилки – внутри стальная пружина и масляный картридж, который гасит удар.
 
Надежность, легкая настройка, мягкое демпфирование.
 
Высокая цена.
СпортМастер
4
Масляно-воздушные вилки – пружиной служит воздух, а удар гасит специальный масляный картридж.
 
Не страшны перепады температур.
СпортМастер
5
Воздушные вилки – вилки с накачанным воздухом внутри, который и выполняет роль пружины.
 
Легкость, возможность регулировки.
 
Плохо переносят низкие температуры.
СпортМастер
Задний амортизатор
СпортМастер
Велосипед, оборудованный задними амортизаторами называется двухподвесом. Задний амортизатор нужен для того, чтобы гасить удары на кочках, неровностях. Он дает ощущение очень комфортной езды на лесных дорогах, в горах, по бездорожью, на крутых спусках.
Но на асфальте двухподвес очень проигрывает – ощутимо снижается его скорость, байк начинает раскачивать, поэтому велосипедист затрачивает много сил на кручение педалей.
Встречается несколько видов задних амортизаторов:
1
Пружинно-масляный - роль рессоры выполняет витая пружина.
СпортМастер
2
Воздушно-масляный - роль рессоры выполняет картридж с воздухом, который закачен под большим давлением. Такие амортизаторы используют для уменьшения веса.
СпортМастер
Велосипед с задним амортизатором весит значительно больше, чем хардтейлы и дорожные модели.
Читать дальше: Педали и каретка велосипеда
6/9
Педали
СпортМастер
По функциональному предназначению педали могут быть:
1
Прогулочные с платформой из пластика. Устанавливаются на прогулочных и городских велосипедах, а также могут встерчаться на горных велосипедах из боюджетной серии. Простые и легкие.
СпортМастер
2
МТБ с широкой алюминиевой платформой. По периметру педали установлены небольшие шипы для лучшего контакта с обувью.
СпортМастер
3
Полуконтактные, с одной стороны педали - платформа МТБ, с другой - контактная поверхность.
СпортМастер
4
Контактные, со специальным механизмом. Кататься с такими педалями можно только в велотуфлях.
СпортМастер
Также встречаются специализированные шоссейные, складные и другие типы педалей, выбор которых зависит от функционального предназначения байка.
Аксессуары для педалей
Туклипсы – специальные ремешки, захваты для обуви, которые крепятся к педалям. Изготавливаются из металла, пластика, кожи, плотных лент-строп. Внешне напоминают стремена, в которые вставляется нога при педалировании.
СпортМастер
Каретка
СпортМастер
Каретка - узел из подшипников, который необходим для вращения шатунов с педалями и ведущими звездами,а также для соединения их с рамой. К этому узлу предъявляются очень высокие требования, ведь от него зависит насколько легко будут крутиться педали.
Каретки встречаются двух типов: интегрированные и неинтегрированные.
1
В интегрированных каретках ось представляет собой единое целое с одним из шатунов — это уменьшает вес компонента. Кроме того, полая интегрированная ось имеет большую жесткость, что увеличивает ресурс подшипников.
СпортМастер
2
Неинтегрированные каретки существуют двух видов:
 
Открытые - для таких моделей требуется периодическая регулировка свободного хода.
 
Ремонтопригодность.
 
Более частое техническое обслуживание.
СпортМастер
 
Неразборные (картриджные, закрытые).
 
Надежная защита от агрессивных факторов внешней среды, неприхотливость в эксплуатации. Неразборные каретки имеют больший ресурс по сравнению с разборными и не нуждаются в обслуживании.
 
Неразборную каретку невозможно отремонтировать.
СпортМастер
Читать дальше: Цепи и звездочки велосипеда
7/9
Цепи
СпортМастер
Основной ориентир при выборе велосипедной цепи – количество передач (число звезд) в кассете.
Устройство велосипедной цепи показано на этой картинке:
СпортМастер
1
Наружная пластина
2
Внутренняя пластина
3
Пин (валик)
4
Втулка
5
Ролик
Цепи по типу соединения звеньев:
1
Обычные - звенья соединяются через одно, попеременно чередуясь.
СпортМастер
2
Half-link последовательность однотипных, не чередующихся полузвеньев, которые входят одно в другое.
СпортМастер
Ширина цепи
Ширину цепи измеряют между внутренними плоскостями пластин.
СпортМастер
Ширина цепи зависит от количества скоростей. Стандартные размеры:
7-8 скоростей
0,125" (1/8 дюйма)
3,18 mm
9 скоростей
0,094" (3/32 дюйма)
2,38 mm
10 скоростей
0,090”
2,29 mm
От велосипедной цепи зависит больше, чем кажется на первый взгляд. У этой запчасти есть конкретный временной ресурс, после которого цепь рекомендуется заменить.
Велосипедные звездочки и наборы ведомых звезд (кассеты и трещотки)
СпортМастер
Велосипедная звездочка — важный элемент системы переключения скоростей современных велосипедов. Звезды осуществляют передачу усилия от ног велосипедиста к заднему колесу посредством цепной передачи. Изготавливаются звездочки из стальных, титановых или алюминиевых сплавов.
Односкоростные модели снабжены одной парой: ведущей и ведомой звездами.
СпортМастер
Многоступенчатая трансмиссия имеет скоростные наборы спереди (система) и сзади – трещотка или кассета.
СпортМастер
Трещотка обычно состоит из 5-7 звезд, которые объединены со втулкой свободного хода
a
. Трещотки часто устанавливаются на велосипеды начального уровня, не подвергающих трансмиссию повышенным нагрузкам. Главным преимуществом трещотки является ее доступная цена по сравнению с кассетой.
СпортМастер
В отличие от трещоток кассеты различаются между собой как по размеру звезд и их количеству (варьируется от 7 до 12 штук), так и по типу закрепления на барабанах. Можно выделить следующие типы кассет:
1
Разборные, на едином барабане - все звезды установлены на единый шлицевый барабан
a
. Конструкция легко разбирается и позволяет при необходимости поменять одну звездочку.
СпортМастер
2
«На пауке» - для крепления звезд используется специальная основа, напоминающая паука, с барабаном контактирует шлицевое крепление паука.
СпортМастер
3
На нескольких «пауках» - конструкция состоит из нескольких пар плюс отдельно закрепленные на барабане маленькие звезды. Удобна тем, что позволяет легко поменять отдельный блок.
СпортМастер
4
OpenGlide - цельный набор насаживается на самую большую шестерню. Имеет небольшой вес и долгий срок службы.
СпортМастер
5
X-Dome - конструкция похожа на предыдущую. Здесь с барабаном контактируют большая и маленькая звезды, а на них насаживается цельнофрезерованный блок из 7-8 звезд. Самая легкая, но и самая дорогая из перечисленных конструкций.
СпортМастер
Читать дальше: Трансмиссия велосипеда
8/9
Трансмиссия
СпортМастер
Трансмиссия — это цепной механизм. Когда цепь у велосипеда крутится, усилие от нажатия на педали передается колесу, велосипед приходит в движение.
Важные составляющие части трансмиссии: переключатели скоростей и манетки.
Переключатели скоростей
Задний переключатель скоростей управляется манеткой через натяжение тросика и выполняет функцию переключения передач при переводе цепи с одной ведомой звезды привода на другую, большего или меньшего диаметра. Переключение происходит посредством бокового смещения цепи, направляющего ее на нужную звезду.
СпортМастер
Передний переключатель скоростей скоростей есть только на тех велосипедах, у которых имеется 2 и более ведущих звезд. Передний переключатель состоит из металлической рамки, которая перемещается над передними звездами. Он также перемещает цепь с одной (ведущей) звезды на соседнюю.
СпортМастер
Манетки
Манетка (или шифтеры) – специальный механизм, позволяющий переключать передачи. Он изготавливается в форме ручки или рычажка, размещается либо на руле (классический вариант), либо на раме.
Типы манеток:
1
Фрикционные имеют форму рычажка, натягивающего или ослабляющего трос. Такие манетки теперь не используются, их можно увидеть лишь изредка, на старых спортивных велосипедах.
СпортМастер
2
Триггерные манетки состоят из двух рычажков с храповым механизмом. Используются для маунтбайков и гибридов.
 
Удобство использования.
СпортМастер
3
Манетки с вращающейся ручкой (Grip-shift), похожи на ручку газа мотоцикла, поворот ручки приводит к переключению передач.
 
Простота использования.
 
Низкая точность переключения, могут проворачиваться при езде.
СпортМастер
4
Совмещенные с тормозными ручками (DualControl) для шоссейных велосипедов, похожи на триггерные, но в блоке с храповым механизмом расположен и тормозной.
 
Компактность, эффективность.
 
Сложность конструкции, эксплуатации и обслуживания, высокая стоимость.
СпортМастер
Выбор манетки напрямую зависит от конструкционных особенностей и предназначения велосипеда, а также от степени удобства для пользования.
Читать дальше: Тормозная система велосипеда
9/9
Тормозная система велосипеда
На современных велосипедах могут устанавливаться тормозные системы различных типов.
1
Классический ободной тормоз.

Велосипедист, нажимая ручки на руле, прижимает резиновые колодки к ободу колеса. Коэффициент трения у таких колодок меньше, чем у дисковых и они, как правило, имеют больший тормозной путь.
СпортМастер
2
Более прогрессивная – дисковая тормозная система.

На втулку колеса устанавливается металлический диск, и колодки при нажатии тормозных рукояток прижимаются к нему. При этом колесо останавливается значительно быстрее, чем при ободном тормозе.
СпортМастер
Дисковые тормоза эффективнее, но они дороже, сложнее настраиваются. Кроме того, они не универсальны, их можно установить не на все модели.
Варианты исполнения дисковых тормозов
У дисковых тормозов возможны разные варианты исполнения: механический и гидравлический.
1
В механическом варианте рукоять на руле тянет тросик, прижимающий тормозные колодки к ободу или диску. В этом случае торможение зависит от силы рук. Заметим, что в механическом варианте дисковые тормоза останавливают колесо лучше ободных.
СпортМастер
2
Более современный вариант – гидравлические тормоза. В них вместо тросика работает жидкость (масло), залитая в герметичные каналы. Колодки приводятся в действие силовым цилиндром, и колесо останавливается существенно легче, точнее реагируя на нажатие рукояти.
СпортМастер