Лучшие фильмы о карате
Легендарный блокбастер, спортивно-семейная драма и суровый нишевый боевик для фанатов
Эта подборка посвящена знаковым фильмам, в которых карате играет либо ключевую, либо просто важную роль. А вот здесь мы рассказываем о том, откуда в принципе произошло карате.
«Выход дракона», 1973 год
В главных ролях: Брюс Ли, Ши Кень, Джим Келли, Джон Саксон, Боло Йен
Фильм-легенда, ставший классикой и породивший целый жанр, триумфально шагавший по мировым экранам несколько десятилетий. «Выход дракона» окупил свой бюджет более чем в 400 раз, заработав в мировом прокате свыше 400 миллионов долларов США, что сейчас было бы эквивалентно примерно двум миллиардам. Таким образом этот боевик входит в число самых кассовых фильмов в истории. Исполнитель главной роли, Брюс Ли, не дожил до премьеры всего шесть дней.
В центре сюжета — шаолиньский монах Ли, получивший приглашение на турнир по боевым искусствам, проходящий на изолированном острове. Выясняется, что организатором турнира является некий Хан, ранее также живший и учившийся в Шаолине, а ныне занявшийся наркобизнесом. Полиция просит Ли помочь собрать доказательства преступных действий Хана, и он соглашается, движимый не только чувством гражданского долга, но и местью: один из телохранителей Хана был виновен в гибели сестры Ли.
Несмотря на то, что Брюс Ли совмещал множество боевых видов спорта (равно как и один из других видных сюжетных героев в лице Боло Йена), чистого карате в «Выходе» хватает. Достаточно сказать, что одну из главных ролей исполнил Джим Келли, чемпион мира по карате в среднем весе. Ну и не забудем про еще одного видного представителя основного каста в лице Джона Саксона, обладателя черного пояса по карате.
«Выход дракона» породил не только огромный киножанр, но и стал основой для целого направления в гейминге. Так, легендарные игры «Мортал Комбат», «Ренегат», «Двойной дракон» и «Уличный боец» напрямую копировали и/или модифицировали многие элементы «Выхода» в своем геймплее. А еще без этого фильма, скорее всего, мир бы никогда не узнал о Жан-Клоде ван Дамме — один из главных экшн-героев мирового кинематографа увлекся боевыми искусствами именно после того, как посмотрел «Выход дракона».
«Парень-каратист», 1984 год
В главных ролях: Ральф Маччио, Пэт Морита, Элизабет Шу, Уильям Забка
Выдающийся фильм о дружбе, любви, преданности и, конечно, карате. «Парень-каратист» ухитрился попасть сразу в аудиторию практически всех возрастных категорий, сыграв на смешении жанров: здесь и драма, и немного комедии, и экшн. При бюджете в 8 миллионов долларов он собрал в мировом прокате более 130 миллионов долларов (почти 350 млн в перерасчете на момент выхода статьи). После выхода фильма в США начался настоящий карате-бум — только в Лос-Анджелесе в течение года открылось пять новых школ.
Сюжет выстроен вокруг юноши Дэниэла, приехавшего в Лос-Анджелес с восточного побережья. В новой школе он сталкивается с группой хулиганов-каратистов, которые становятся особенно недружелюбными после того, как он заводит отношения с бывшей девушкой лидера банды. На помощь Дэниэлу приходит пожилой японец Мияги, с виду скромный рабочий, а на самом деле — опытный мастер карате.
За роль Мияги актер Пэт Морита получил номинацию на «Оскар». А еще «Парень-каратист» дал путевку в жизнь будущей голливудской звезде Элизабет Шу, сыгравшей подругу главного героя. Фильм 1984 года лег в основу целой медиафраншизы, в которую вошли четыре фильма, мультсериал и серия видеоигр. В 2010 году был снят ремейк с Джейденом Смитом (сыном Уилла Смита) и Джеки Чаном, который также был тепло принят аудиторией и кинокритиками.
«Черный пояс», 2007 год
В главных ролях: Акихито Яги, Тацуя Наги, Юдзи Судзуки.
Малоизвестный широкой публике фильм, тем не менее, получивший культовый статус в Японии и среди поклонников карате в принципе. В отличие от большинства знаковых представителей жанра, «Черный пояс» ставит во главу угла не зрелищность, а реалистичность; в частности, режиссер принципиально отказался от использования CGI при монтаже. Главные роли в фильме сыграли обладатели мастерских степеней: у Акихито Яги и Тацуи Наги — седьмой дан, у Юдзи Судзуки — первый.
Фильм повествует о столкновении бывших учеников большого мастера. После его смерти их пути разошлись: Тайкан становится жестоким солдатом, Гирю пытается следовать высоким философским принципам карате. Поскольку сэнсей не успел передать никому из учеников черный пояс и тем самым назначить кого-то своим последователем, парням придется рано или поздно решить вопрос самостоятельно. Жизнь им в этом поможет, определив новый и довольно неожиданный путь столкновения.
Классическая история о борьбе двух противоположностей в «Черном поясе» обретает не то чтобы новое звучание, но, как минимум, дает возможность по-разному себя интерпретировать. Брутальный и решительный антагонист в суровой картинке фильма выглядит убедительнее и даже уместнее, в то время как «хороший парень», предпочитающий не прибегать к действию без необходимости, зачастую сталкивается с последствиями, по сравнению с которыми жестокий и агрессивный подход оппонента кажется меньшим злом.
«Черный пояс» не привлекал в каст кинозвезд и не зажег новых, поэтому остался сугубо нишевым явлением. Тем не менее за всю историю кинематографа никому не удалось показать карате в настолько незамутненном виде.