В этой статье мы расскажем, что нужно обязательно проверить перед началом весеннего катания. А здесь вы можете почитать, какой замок выбрать для велосипеда.

Если катался и зимой

Подготовка велосипеда к сезону в теплое время года — крайне важная процедура, без нее катание несет риски. Причем сезонная подготовка актуальна как при круглогодичной эксплуатации велосипеда, так и после его зимнего хранения. Зимой велосипед используется в агрессивной среде, к тому же его конфигурация может отличаться в зависимости от сезона. Например, при отрицательных температурах к покрышкам предъявляются кардинально другие требования, и их имеет смысл менять. А после зимнего хранения нужно проверить состояние велосипеда и провести минимальное техобслуживание.

Если зимой ваш транспорт отдыхает, то начать подготовку к весне-лету можно уже осенью. Это позволит заказать и заменить необходимые детали в межсезонье, когда они стоят заметно дешевле. Предусмотрительных велосипедистов не так много, большинство занимается подготовкой весной. Это видно из-за высокой загруженности велосервисов с конца февраля — начала марта.

Начало

Сезонная подготовка велосипеда состоит из двух этапов.

Самостоятельный осмотр и диагностика велосипеда, базовые сервисные действия (накачивание колес и смазка). При необходимости — самостоятельный ремонт.

Обращение в сервис, если какие-то проблемы невозможно устранить самому.

В этом тексте мы расскажем, на что обратить внимание при самостоятельном изучении состояния велосипеда. Разумеется, можно доверить любое обслуживание сервису, однако проблемы могут возникнуть в местах, где его не окажется. Поэтому полезно иметь базовые навыки по ремонту, например, такие как замена камеры.

Велосипед состоит из множества компонентов. Одни могут служить десятилетиями, а другие нуждаются в регулярном обслуживании и замене.

Проверка рамы и вилки

Проблемы с рамами случаются редко. Обычно они связаны с браком при изготовлении или становятся результатом аварий. Раму нужно внимательно осмотреть, в том числе с нижней стороны, перевернув велосипед. Критично исключить появление любых трещин или подозрения на них. Трещины обычно возникают в районе соединения труб. Если у вас стальная или хромолевая рама, следите за появлением ржавчины: современная городская среда часто очень агрессивна и серьезная ржавчина может появиться зимой за один сезон.

При осмотре рамы нужно проверить все винтовые соединения — они имеют свойство развинчиваться. Также нужно проверить состояние рулевой — зажав передний тормоз, достаточно ее потрясти; при этом не должно быть посторонних звуков и люфтов.

Проверка колес

Колеса должны хорошо вращаться и не иметь геометрических изменений, то есть продольных деформаций — «восьмерок». Это легко проконтролировать визуально, глядя на зазоры между колесом вилкой или рамой при вращении колес. Естественно, не должно быть никаких боковых люфтов во втулке. Если на вашем велосипеде используются ободные тормоза, также следует следить за износом боковых стенок ободов.

Спицы должны быть натянуты примерно одинаково. Обычно достаточно провести рукой — они должны иметь одинаковый отклик и звук. Также можно сжимать спицы попарно, это позволит оценить равномерность их натяжения. При использовании дисковых тормозов тормозное усилие передается через спицы, и они активно работают.

Раз в несколько лет целесообразно проводить осмотр колес в сервисе с использованием профессионального оборудования. Когда новый велосипед проехал первые 200-300 км, требуется нулевое техническое обслуживание. Протяжка спиц — один из его главных элементов.

Также нужно следить за состоянием покрышек: они не должны иметь повреждений, потертостей и дырок. Покрышки — это «расходник», и при регулярном активном катании их нужно менять. Износ передней и задней покрышки заметно отличается, поэтому иногда их можно менять местами — это позволить увеличить общий ресурс. Бонус: вы научитесь в домашних условиях снимать и ставить покрышку — это простой, но очень полезный навык.

После хранения велосипеда в помещении нужно накачать колеса близко к максимальным значениям и посмотреть, как они держат давление. Если вы используете покрышки бескамерно, залейте новую порцию герметика — от старого герметика покрышки нужно чистить. Если вы храните велосипед зимой при отрицательных температурах, то камера находится в зоне риска и ее нужно регулярно менять. Снятую камеру можно оставлять как запасную после проверки.

Если колеса крепятся на эксцентриках, то нужно регулярно их откручивать и перезатягивать. Здесь достаточно усилий двух пальцев. Колеса на осях тоже полезно снимать.

Проверка тормозов

Тормоза — важнейшая система велосипеда, обеспечивающая безопасность поездок. Все более популярны гидравлические тормоза, которые предполагают регулярное техническое обслуживание. В случае гидравлики начинать осмотр целесообразно с проверки тормозных ручек и калиперов на наличие подтеков. Если они имеются, то это уже скорее сервисный случай. Если подтеков нет, то нужно проверить работу тормозов многократным нажатием на тормозные ручки, которые не должны «проваливаться». Гидравлическая тормозная система нуждается в регулярной прокачке — замене тормозной жидкости.

Вне зависимости от типа тормозной системы нужно следить за состоянием тормозных колодок. В случае с ободными тормозами это просто и делается на глаз. Когда все углубления на колодках стачиваются, приходит пора замены.

У дисковых тормозов колодки скрыты внутри калиперов, и визуальный контроль осуществить намного сложнее. У механических и гидравлических тормозов ситуация заметно отличается. В случае с механикой достаточно снять колесо и посмотреть на колодки при нажатом тормозе — износ виден. С гидравлическими тормозами это невозможно, после холостого нажатия колодки могут не разойтись. При износе колодки следует менять — это расходник, а их качество и состояние сильно влияет на торможение.

В случае с дисковыми тормозами также нужно следить за износом и деформацией тормозного ротора. Проблемный ротор не позволит получить нормальное тормозное усилие и приведет к быстрому износу колодок. Об износе ротора может сигнализировать появление дорожки-бороздки, которые протерли колодки.

Проверка передних звезд, кассеты и цепи

При педалировании усилие передается цепью от ног велосипедиста через педали  шатуны  передние звезды  кассету на заднюю втулку. Цепь испытывает заметную нагрузку и деформируется, а растяжение цепи приводит к быстрому износу передних и задних звезд.

Масштаб и скорость износа зависит от класса оборудования и условий эксплуатации. На одинаковых велосипедах скорость износа может отличаться в пять и более раз. Достаточно проехать по песку, который попадет на цепь, и его не смыть после поездки. Даже неправильное переключение передач может резко увеличить износ оборудования.

Важно! Цепь нуждается в регулярном контроле и замене. В противном случае это приведет к износу кассеты и передних звезд, то есть придется менять и их, что существенно дороже. При износе звезд стачиваются зубья, вследствие чего цепь будет проскальзывать и слетать.

Проверка состояния цепи, состоящей из звеньев, построена на измерении ее длины. Звено цепи состоит из двух полузвеньев, внутреннего и внешнего. Длина одного полузвена многоскоростной цепи составляет ½ дюйма (12.7 мм). Если цепь растянулась, то ее нужно менять. Контроль длины осуществляется с помощью специального инструмента — калибра. Он стоит несколько сотен рублей.

Если инструмента нет, то можно измерить длину десяти полузвеньев цепи штангенциркулем или линейкой (но точности бытовой линейки недостаточно, так что нужно провести несколько измерений разными линейками). При длине десяти полузвеньев (штангенциркуль вставляется внутрь звеньев в распор) от 119,7 до 120,6 мм цепь не нуждается в замене. В диапазоне 120,6 до 120,9 мм — желательно поменять. Если растяжение больше, то нужно уже менять и цепь, и кассету, а иногда еще и передние звезды.

Можно попросить измерить растяжение цепи в велосервисе — часто это делают бесплатно.

При снятой цепи полезно проверить состояние каретки: передние звезды с шатунами должны сидеть жестко, без люфтов и вращаться равномерно без дополнительных звуков типа «хруста».

Проверка переключения передач

Процедура проста: вы должны пройти переключателями по полному диапазону передач, причем в обе стороны несколько раз. Если не удается зайти на крайние звезды, значит, система переключения нуждается в настройке. При проверке переднего переключателя не должно происходить сброса цепи, это тоже настраивается.

Проверка амортизации

Амортизационные вилки и задние амортизаторы велосипеда очень разнообразны. Их обслуживание проводится по сервисной книжке или инструкции. Мы остановимся только на самых общих моментах.

Следить за состоянием любых амортизирующих элементов велосипеда очень важно для безопасности катания. Поломки, такие как заклинивание вилки, могут привести к травмам.

Амортизирующие элементы должны быть чистыми, всю грязь нужно убирать. При этом мыть их, используя воду под давлением, нельзя. Используя мойки типа «Керхер», никогда не направляйте струю на амортизирующие элементы. Очистку от грязи нужно делать после каждой поездки. Также амортизация нуждается в регулярной смазке, то есть после 10-20 часов катания.

Имеет смысл обращать внимание на изменения в их поведении. Любой треск, скрип — это повод внимательно изучить вилку. Обращайте внимание на малейшие повреждения — царапины, вмятости, состояние сальников, не течет ли масло. Также нужно следить за люфтами, их увеличение — это сервисный случай.

Рекомендуем осматривать вилку после каждого катания. Так вам будет проще заметить изменения.

Все вышеописанное не отменяет необходимость выполнять регулярное техническое обслуживание (ТО) амортизирующих элементов в велосервисе. Оно предполагает их полную или частичную разборку с проверкой и обслуживанием внутренних элементов. Плановое ТО стоит недорого и сильно продлевает ресурс оборудования, ремонт которого сложен и дорог. Частота проведения ТО упомянута в инструкции, обязательно изучите ее сразу после покупки.

Частичная разборка и сборка элементов велосипеда

С периодичностью не реже чем раз в несколько лет нужно вынимать подседельник из подседельной трубы рамы. Также не забывайте отвинчивать педали, а при обратной сборке — смазывать соединения. Это легко сделать самостоятельно. Если вы катаетесь зимой, то лучше это делать каждый год.

Также полезно иногда разбирать и смазывать каретку велосипеда. Впрочем, это более сложная операция — возможно, понадобится обратиться в сервис.

Чтобы спорт дарил радость, нужен подходящий велосипед и аксессуары. Всю необходимую экипировку и инвентарь можно найти на сайте Спортмастера.

Смазки для велосипедов
429 ₽
DAYTONA | Цепная смазка для сухой погоды с тефлоном 100 мл Daytona
103
Купить
529 ₽
DAYTONA | Очиститель цепи Daytona
162
Купить
479 ₽
DAYTONA | Велосипедный шампунь Daytona
8
Купить
529 ₽
DAYTONA | Смазка Daytona Multispray 6 in 1
309
Купить
449 ₽
Grent | Смазка для велосипеда Grent
23
Купить
599 ₽
Grent | Смазка для велосипеда Grent
2
Купить
649 ₽
Grent | Смазка для велосипеда Grent
16
Купить
599 ₽
Новая коллекция
Grent | Смазка для велосипеда Grent
0
Купить
599 ₽
Новая коллекция
Grent | Велосипедный шампунь Grent
0
Купить
Инструменты для велосипеда
599 ₽
Cyclotech | Ключ спицевой Cyclotech CT-K1
7
Купить
1 799 ₽
Topeak | Мультиключ Topeak X-Tool+, 11 f
3
Купить
399 ₽
Cyclotech | Мультиключ Cyclotech CT-6
2
Купить
599 ₽
Grent | Смазка для велосипеда Grent
2
Купить
449 ₽
Grent | Смазка для велосипеда Grent
23
Купить
399 ₽
499 ₽
-20%
Cyclotech | Мультиключ Cyclotech CT-6
58
Купить
499 ₽
Cyclotech | Щетка-скребок Cyclotech CTBR-1
6
Купить
599 ₽
Cyclotech | Мультиключ Cyclotech, 10 функций CT-10
212
Купить
529 ₽
DAYTONA | Смазка Daytona Multispray 6 in 1
309
Купить