Велосипед требует пристального ухода и обслуживания, на то есть две причины.

  1. Это техника, которая работает в сложных условиях внешней среды. Зачастую в очень тяжелых, особенно если брать горные велосипеды, внедорожное катание, непростые погодные реалии средней полосы.

  2. Это технологичный агрегат, требующий определенных знаний, чтобы полноценно использовать все его возможности. Поэтому проиллюстрируем эту статью велосипедом Stern Motion X, самой продвинутой и новой моделью бренда (на фото).

СПРАВКА

Stern Motion X — модель 2024-го года, горный велосипед на 29-дюймовых колесах с системой переключения скоростей, кассетой, втулками и тормозами Shimano. У него современная система с интегрированной осью под 24 мм и кареткой на выносных подшипниках. Модель прошла тестирование по международному стандарту ISO 4210. Близкая женская модель — Stern Electra 2.0 27.5″ 2024.

Накачать колесо

Это легко, но для начала нужен насос. Если велосипед куплен в магазине, вы уже подобрали подходящий насос по размеру и типу ниппеля, а велосипед вам нужен для прогулок, все совсем просто. Берете и накачиваете.

Сложнее, когда велосипед старый, куплен с рук либо не ваш, тогда есть нюансы. Для начала, бывают разные типы ниппелей — это ниппель Schrader (автомобильный) и Presta (собственно велосипедный). Чаще всего на обычных велосипедах будет автомобильный, можно взять автомобильный насос или воспользоваться компрессором на АЗС. Но на более дорогих и спортивных велосипедах может быть узкий ниппель «Преста», соответственно, насос должен позволять начать и такое колесо. Вы можете приобрести насос с авто- и велониппелем, так будет удобно.

5 вещей, которые каждый велосипедист должен уметь делать своими руками
У Stern Motion X покрышки Maxxis M344P K-1153, 29″ x 2.25″ с клапаном «Шредер», поэтому можно также использовать автомобильный насос или компрессор.

Если речь идет о детском велосипеде или об обычном прогулочном катании, просто накачайте колеса так, чтобы они почти не продавливались при сильных нажатиях пальцами. Но для регулярных активных поездок нужно контролировать давление в шинах, оно зависит от множества факторов. Мы об этом писали.

Выбирая камеру или колесо на замену, обратите внимание на тип ниппеля.

Перебортовать колесо и поменять шину — это уже более сложный навык, такою задачу лучше доверить сервисмену, если не пробовали раньше это делать. Но если вы все же отважились на дальнюю поездку без практического навыка ремонтировать прокол колеса, изучите эту статью.

Почистить и смазать цепь

Цепь и звезды — трущиеся детали велосипеда. У большинства современных моделей система и кассета не позволяют спрятать цепь под защитой, поэтому она открыта «всем ветрам». Кроме того, переключение передач в трансмиссии горного велосипеда предполагает некоторый боковой изгиб цепи при переключении. Значит, она должна быть надежно смазанной.

Но наносить смазку на грязную цепь нельзя, это будет приводить к налипанию грязи, песка, прочих абразивных частиц. Это не сделает велосипед быстрее и красивее, а вот к ускоренному износу цепи приведет точно. Значит, сначала цепь нужно очистить, а уж потом смазывать.

И снова: в условиях сервисного центра цепь и колесо можно снять, идеально прочистить кассету и цепь специальной химией и надежно смазать. Не помешает хотя бы раз в сезон или после сложной «убойной покатушки» такое делать.

5 вещей, которые каждый велосипедист должен уметь делать своими руками
У Stern Motion X кассета Shimano Deore на 12 звезд и система Prowheel MPX-CR093A-TT на 32 зуба narrow wide. Каретка — Prowheel PW-BB73, внешние подшипники, посадка шатунов под ось 24 мм.

Своими же руками можно очистить цепь и смазать ее при помощи нехитрых приспособлений: машинки для чистки цепи и щетки-скребка.

Отрегулировать простые тормоза

У олдскульных байков и бюджетных моделей обычно стоят тормоза типа «ви-брейк», зажимающие ободья механически при помощи фрикционных колодок. Иногда они могут ослабнуть, тогда есть два пути.

Если нужно чуть подтянуть, то это можно сделать регулировочным винтом на ручке тормозов. Надо открутить контргайку, повернуть винт, зажать его снова контргайкой.

Если регулировки не достаточно, нужно ослабить регулировочный винт тормозного механизма, натянуть тросик и снова закрутить винт.

Когда между колодками и ободом зазор примерно 1-3 мм, то все хорошо. Торможение должно быть плавным, но уверенным.

Иногда крепление тормозных колодок может разболтаться, они фрикционным материалом задевают покрышку или не совсем плотно прилегают к ободу, раздается громкий звук при торможении. Тогда нужно ослабить винт (или гайку) колодки, поставить ее ровно и затянуть. Если же колодка износилась, ее можно заменить, колодки — расходный материал.

Механические дисковые тормоза — чуть сложнее. У них уже есть диск, калипер, колодки. Этот механизм гораздо «тоньше»: зазор между колодками и диском уже меньше половины миллиметра, небольшое загрязнение калипера или деформация диска приведут к неприятным шумам, износу, снижению эффективности торможения. Колодки также подлежат периодической замене, особенно если много ездить по грязи, и это можно доверить мастерам. Регулировка же троса — примерно такая же, это можно сделать аналогичным образом своими руками.

Дисковые гидравлические тормоза — это следующий уровень, они почти как у машины! И обеспечивают очень плавное и уверенное торможение. Например, у Stern Motion X они как раз такие. Но бояться гидравлики не стоит, конструкция эта отработанная и надежная, при нормальной эксплуатации она «живет» от ТО до ТО без проблем. Регулировать здесь вам ничего не нужно, зато хорошо бы последить за чистотой тормозного диска и механизмов. При необходимости можно пользоваться аэрозольным универсальным очистителем.

5 вещей, которые каждый велосипедист должен уметь делать своими руками
Тормоза у Stern Motion X — Shimano BL-MT200, ротор 160 мм.

Установить аксессуары

Скорее всего, вам захочется апгрейдить свой велосипед для удобства в повседневной эксплуатации. По опыту автора, это

  • подножка (не слушайте велоснобов, при обычной городской или дачной эксплуатации с ней удобнее),

  • задний и передний фонари,

  • фляга и держатель для нее,

  • крылья на случай непогоды,

  • сумки (подседельная, на раму, на руль — зависит от продолжительности ваших велопрогулок),

  • насос с креплением,

  • трос с замком.

Это базовый набор велосипедиста-любителя. Все эти «допы» крепятся на винтах к раме, на мягких ремешках с липучками, на хомутах к рулю, перьям или на подседельный штырь. Винты, хомуты, эластичные подкладки в хомуты будут в комплектах, вам потребуется всего лишь ключ-шестигранник. Иногда — отвертка. Лучше приобрести велосипедный мультитул и всегда иметь его при себе. Точнее, в сумочке на велосипеде или в специальном кейсе для инструментов и ремкомплекта, который совпадает по размеру с велосипедной флягой и вставляется в стандартное крепление для фляги.

Помыть велосипед

Если вы велосипедист-дачник и у вас имеется автомобильная мини-мойка — вопросов нет. Как быть в городе, когда велосипед «живет» в подъезде или на лоджии? Тут есть два варианта.

  • Первый — автомойка самообслуживания. Приехали, «забросили» купюру, ополоснули пеной, сбили ее водой. Тут рекомендация лишь одна: не использовать слишком мощный напор воды.

  • Второй: вода, губка, салфетка из микрофибры и специальный очиститель для велосипедов. Да, такой тоже существует. Он способен удалить жиры и дорожную грязь, не повреждая декор.

Если же вы сильно любите свой байк и предпочитаете держать его в полной чистоте и красоте, можно приобрести кое-что из арсенала автохимии, это вы найдете в любом автомобильном отделе или на АЗС. Вам может потребоваться полироль для металла, полироль пластика для крыльев и седла, чернитель шин, средство по уходу за хромом, антиржавчина. И велосипед будет всегда как новый!

Большой выбор велосипедных инструментов и химии вы найдете в нашем онлайн-каталоге. А эксперты в магазинах Спортмастер и Спортмастер PRO грамотно подскажут, какие аксессуары и запасные части подойдут к вашей модели велосипеда.

Велосипедные насосы
4 599 ₽
SKS | Насос SKS Sam
1
Купить
1 699 ₽
SKS | Насос SKS Injex Lite
1
Купить
1 299 ₽
Stern | Насос телескопический Stern
72
Купить
1 999 ₽
Stern | Насос телескопический Stern
54
Купить
1 999 ₽
Stern | Насос телескопический Stern
54
Купить
1 999 ₽
Stern | Насос телескопический Stern
54
Купить
2 099 ₽
2 999 ₽
-30%
Stern | Насос для вилок и амортизаторов Stern
16
Купить
Велосипедные запчасти
3 599 ₽
Shimano | Задний переключатель Shimano Acera M360 SGS 7/8
3
Купить
199 ₽
Stern | Эксцентрик для заднего колеса Joytech 151 мм
2
Купить
249 ₽
Stern | Рулевая колонка Neco H800K 1ʺ
2
Купить
2 999 ₽
Stern | Вилка для велосипеда Stern ZOOM HL CORP 386
2
Купить
479 ₽
Stern | Цепь велосипедная Stern 410-DTO, 1/2"*1/8" L 74 мм
2
Купить
3 599 ₽
Bontrager | Грипсы Bontrager XR Endurance Elite
2
Купить
1 249 ₽
Stern | Заднее колесо для велосипеда Stern 16"
2
Купить