Какими бывают велосипедные тормоза и как их настраивать
Разбираемся в типах тормозов и в том, как проверять их исправность
В этом материале мы с помощью амбассадора Спортмастер PRO Дмитрия Лемякина расскажем все, что вам нужно знать о велосипедных тормозах и их настройке. А еще мы писали о том, как выбрать велосипед.
Типы велосипедных тормозов
Для того, чтобы разобраться с настройкой велосипедных тормозов, для начала нужно понять, каких видов они бывают. Условно их можно разделить на три основных типа: ободные, дисковые и барабанные.
Ободные тормоза
Такие тормоза делятся еще на пять видов, но принцип действия у всех примерно одинаковый: тормозные колодки зажимают с двух сторон обод велосипедного колеса. Отличаются такие тормоза по конструкции и дисциплине использования.
Разновидности ободных тормозов:
Ободные тормоза V-brake – один из самых распространенных видов ободных тормозов
Ободные тормоза U-brake – тормозные рычаги перекрещиваются между собой в форме буквы U. Применяется на BMX велосипедах
Кантилеверные тормоза – уже уходящая модель, предшественник V-brake. Применяется на некоторых моделях BMX
Клещевой ободной тормоз – этот тип тормозов используется на большинстве шоссейных велосипедов, а также на городских велосипедах с фиксированной передачей (FIX)
Гидравлические ободные тормоза – самые мощные ободные тормоза. Их отличие – два тормозных поршня, которые приводятся в движение тормозной жидкостью и симметрично прижимают колодки с обеих сторон обода. Такие тормоза используются в дисциплине вело-триал
Дисковые тормоза
Дисковый тормоз состоит из тормозного диска (ротора), прикрученного к втулке колеса (центральная часть), и тормозной машинки (калипер), внутри которой размещены тормозные колодки.
В зависимости от типа привода тормозной машинки они делятся на механические и гидравлические, также есть комбинированные варианты. Тормозные роторы бывают разного диаметра, чем он больше – тем эффективнее будет работать тормоз. Калипер крепится на вилку или на раму велосипеда. Внутри калипера находятся две тормозные колодки, которые зажимают тормозной ротор одним или несколькими поршнями с обеих сторон.
В дисковых механических тормозах усилие от тормозной ручки до калипера передается через тормозной трос. Как правило, в механических тормозах работает только одна колодка – это дает неравномерное распределение нагрузки, что влияет на эффективность торможения.
В отличие от механики, дисковые гидравлические тормоза обеспечивают более мощное тормозное усилие, плавное и равномерное торможение и контроль тормозного усилия до миллиметров с тормозной ручки, – объясняет Дмитрий Лемякин. – Дисковая гидравлика приводится в действие за счет тормозной жидкости – это минеральное масло или тормозная жидкость DOT. Тормозные ручки тут полностью герметичны, с поршнем, встроенным внутрь. Сами калиперы отличаются от механических тормозов – тут уже две активные тормозные колодки, которые одновременно и с одинаковой силой зажимают тормозной диск сразу с двух сторон
Гидромеханические тормоза встречаются реже всего. Принцип их действия – гидравлический калипер, который приводится в действие тормозным тросом. Такими тормозами оснащаются гравийные и некоторые шоссейные велосипеды.
Барабанные тормоза
Тормоз барабанного типа, ножной или педальный тормоз располагается в задней втулке велосипеда и имеет внутри тормозные колодки, – продолжает эксперт. – Процесс торможения происходит посредством нажатия на педали в обратную сторону. В результате этого тормозные колодки разводятся в стороны и прижимаются к тормозному барабану внутри втулки.
Такие тормоза в основном применяются на детских велосипедах, а также на самых простых взрослых городских велосипедах.
Почему ломаются тормоза и как их настроить
Перед каждой поездкой необходимо проверить тормоза велосипеда. Сделать это можно так: зажать поочередно передний и задний тормоз и, создав давление на велосипед, попробовать провезти его вперед. Если велосипед не движется, значит все порядке. Если же тормоза зажаты, но колеса крутятся, хоть и с усилием, то необходимо выявить и устранить неполадки.
Основные типы неисправностей в ободных тормозах:
Износ колодок. Определить износ можно визуально – если половина колодки стерта, то необходимо заменить их. Сделать это можно при помощи шестигранника
Искривление обода. При такой проблеме во время езды обод начинает цепляться за колодку. Происходит ухудшение наката, ускоряется износ колодок и обода. Для устранения необходимо обратиться в сервис-центр
Поломка тормозных рычагов. Наиболее часто выходит из строя пружина, посредством которой происходит возврат в исходное положение тормозных рычагов. В таком случае необходимо будет заменить тормоз (v-brake, u-brake, клещевой)
Износ тормозного троса. Усилие от тормозной ручки до самого тормоза передается посредством троса, который может выйти из строя по многим причинам – обрыв, разволокнение, залом, загрязнение, коррозия и т. д. Все это приводит к тому, что тормоз либо не работает совсем, либо работает очень плохо. Здесь поможет только замена троса. Сделать это можно в сервисе или самому, для чего помимо нового троса понадобится набор шестигранников, отвертка и кусачки
Износ тормозной рубашки. Трос тормоза находится внутри тормозной рубашки. Если произошло какое-либо повреждение, необходимо провести замену
Дисковые механические тормоза сложнее в обслуживании, чем ободные, но неисправности, которые касаются износа тросов и тормозных рубашек, у них примерно такие же.
Чтобы определить износ колодок у дисковых механических тормозов необходимо снять калипер (тормозную машинку) и извлечь колодки. Если износ больше 60–70%, то необходимо заменить колодки. Также следует уделять внимание загрязнению колодок и тормозного диска. Один из явных признаков неисправности – это посторонний звук при торможении и ухудшение эффективности. Это происходит из-за попадания смазочных средств и химии на тормозную систему. Решение проблемы – замена колодок и тормозного диска.
Тормозной диск имеет свой ресурс и при несвоевременной замене колодок он быстро истончается, – говорит эксперт. – Также он имеет свойство гнуться от трения и нагрева. При износе и сильном искривлении диска его необходимо заменить. Для этого потребуется специальный инструмент, если такого нет, то лучше обратиться в сервис. А при небольшом искривлении диск можно выровнять.
Дисковые гидравлические тормоза самые сложные в обслуживании. Проще всего будет заменить колодки, что делается примерно так же, как на механике: снять калипер, достать колодки, поставить новые.
Также может возникнуть провал тормозной ручки, когда при нажатии тормозная ручка соприкасается с грипсой, а колодки не блокируют диск. Причина этому – попадание воздуха в систему. В этом случае необходимо заменить тормозную жидкость, прокачать тормоза, – рассказывает Дмитрий. – Кроме того, для корректной работы тормоза необходимо периодически менять тормозную жидкость, минимум раз в год. Сделать это можно при помощи специального набора для прокачки тормозов. Важно не перепутать жидкости, минеральное масло и DOT! То же относится и к ободным гидравлическим тормозам.
Барабанные тормоза самые неприхотливые в обслуживании, могут служить годами без каких-либо регулировок.
Если у вас нет опыта и знаний в технических характеристиках велосипеда, все регулировки, настройки и ремонт должны производиться в специализированных сервисах квалифицированными специалистами.
Чтобы спорт дарил радость, нужен подходящий велосипед и аксессуары. Всю необходимую экипировку и инвентарь можно найти на сайте Спортмастера.