Олдскульный KETTLER Alu-Rad 2600: как велосипеды стали алюминиевыми
Обзор купленного с рук старого классического «Алю-Рэд 2600»
В нынешнем году отмечает 75-летие KETTLER. Это бренд с немецкими корнями и большой историей, а статья — моя личная история дружбы с этим брендом.
Признаюсь, когда я год назад писал статью про компанию KETTLER, имел лишь примерное представление о велосипеде, который упомянул во втором ее пункте. На тренажерах этого бренда занимался, инвентарь для фитнеса и сейчас использую, но велосипеды в реальности не видел даже издалека. Знал о них только то, что написал.
Именно Хайнц Кеттлер в 60-е годы вносит революционный вклад в технологии велопроизводства. До этого велосипеды традиционно делали с рамами из тяжелой стали, и вдруг выходит велосипед KETTLER Alu-Rad 2600 с рамой из легкого алюминия.
Да, факт удивительный, полностью алюминиевые серийные байки полвека назад — это занятно. Но как они выглядели вживую, главное, как они ехали — вот это по-настоящему интересно.
И тут мне совершенно случайно по объявлениям попалась такая педальная «капсула времени» в полностью рабочем состоянии за примерно 7 000 рублей. Честно, о той статье я тогда и не подумал, даже параллели между ее содержанием и этим конкретным велосипедом не провел. Просто решил взять себе этот ретро-аппарат, стереть пыль десятилетий и, возможно, немного довести его до ума, лишив возрастных наслоений и чьих-то восхитительных (аж бесят!) доработок.
Внешнее состояние
Оно на три с плюсом. Ну или на четыре с минусом, это в зависимости от того, пуст ваш стакан или полон. Видно, что велосипед поездил, он был в обычной повседневной эксплуатации. Но пострадал не сильно.
К немецкому дизайну можно относиться по-разному. Итальянцы умеют делать безумно красивые вещи, это их фишка. Машины, велосипеды — не важно, у них все беллиссимо. Жаль, что ломается. И французы в смысле изящества вещей очень преуспели, в велосипедах — тоже. А у немцев, что они ни сделают, получается мерседес-универсал. Добротный, вселяющий уверенность, крепкий, практичный. Но скучный — иногда аж скулы сводит. Только давайте договоримся, воспринимайте это исключительно как мое личное мнение, я его никому не навязываю и готов спокойно принять аргументы оппонентов (кстати, немецкие машины считаю лучшими, но сейчас не об этом).
Так вот, этот дизайн настолько подчинен функциональности, что просто диву даешься. Возможно, по этой причине этот старый велосипед в основе своей конструкции поломок не имеет и переделок не получил. Рама, звезды, колеса, шатуны, руль — все «родное». И, кстати, почти все это алюминиевое.
Что это за модель
И вот тут давайте сделаем небольшой исторический экскурс. Итак, KETTLER Alu-Rad 2600 появился в 1977-ом году и выпускался до конца 80-х. И, как я уже написал, произвел революцию среди серийных велосипедов, поскольку до этого рамы делали преимущественно из стали.
Рамы городских или шоссейных (мужских) велосипедов тогда обычно имели классическую форму: два треугольника, образованные трубами равного сечения. Такая система дает максимальную прочность при минимальном весе. И в производстве она простая.
Рама Alu-Rad 2600 сделана совсем по-другому. Если подседельная труба — обычная круглая в сечении (только из алюминия), то нижняя труба — формованная. А верхняя передняя труба как бы «двухствольная»: две формованных трубы уменьшенного сечения идут от рулевого стакана, «обходят» подседельную трубу и превращаются в верхние перья. Получается, взрослый велосипед больше похож на детский, только увеличенный. Но учитывайте, что в 70-е годы весь промышленный дизайн переходил на такие формы, это было актуально, модно.
Крылья, ободья, багажник, руль — все тоже из алюминия. Ощущение «алюминиевости» усиливается и цветом «металлик», как будто его и не красили. Руль у велосипеда — классической формы, достаточно узкий и заметно загнутый ручками назад. Посадка — прямая городская. Тормоза спереди — ви-брейки, задний тормоз — ножной. Но есть три скорости! Соответственно, трансмиссия — планетарная втулка на три передачи. Это когда задние шестерни расположены не снаружи в виде кассеты, а внутри втулки, как в автомобильной коробке передач.
Вы наверняка броситесь критиковать планетарку, будто она ненадежная, тяжелая, архаичная и т. п. Это понятно, и в нашей стране велосипеды с такими втулками — большая редкость, к ним не привыкли. Но давайте исходить из того, что велосипеду уже почти полвека.
Планетарные втулки появились больше века назад (механизм внутреннего переключения передач гораздо старше привычного нам сейчас внешнего переключения), и к 70-м годам в Европе были в ходу. Потому что у них есть и множество преимуществ:
шестерни скрыты и работают в масле, что хорошо для круглогодичного использования велосипеда как повседневного транспорта, грязь и снег — не проблема, если велосипед упадет, то ничего не отломится;
переключаться можно хоть на месте, не нужно делать настройку переключателей, это просто для пользователя;
планетарная втулка позволяет пользоваться ножным тормозом, что и есть в Alu-Rad 2600, никаких заморочек с дисками, колодками, даже с «восьмеркой» на колесе ехать можно;
цепь не «гнется» при переключениях, она работает с двумя звездами как в обычном синглспиде, потому служит дольше, цепь можно закрыть защитой (как сделано в моем велосипеде), тогда и штанины брюк не будут туда попадать.
Суммируем: для своего времени KETTLER Alu-Rad 2600 был прогрессивным и очень удобным для повседневных поездок или в качестве прогулочного велосипеда. А вот каким он доехал до меня?
Что ты такое?!
Первое, что мне бросилось в глаза, это ручка переключения скоростей на раме, причем, на верхней трубе и прямо перед седлом. Там, где по элементарным понятиям безопасности велосипедиста вообще ничего быть не должно. Даже по примитивному пониманию дизайнерской концепции она выглядит чужеродной, примерно как карбюратор от «восьмерки» под капотом моего первого инжекторного «Ниссана». Мне вообще показалось, что эта «тяпка» на раме — от автоматической коробки машины. К ней я еще вернусь, это правда интересно.
Похоже, «чужое» и седло. Сделано в Италии, известной марки Selle. Но оно целое, по концепции вполне подходит (широкое, мягкое, с пружинами) и на оригинальное весьма походит, так что пусть пока живет.
Светогенератора нет, о его существовании напоминает кронштейн на вилке. Здесь на фото кронштейна нет, я его пока снял — он на винтах, что тоже ценно. И задний фонарь с лампочкой, от которого любовно спрятанный под загнутый край крыла проводок выходит через защищенное пластиком отверстие в крыле. Немцы! Кстати, прокладка троса трансмиссии — внутренняя в трубе рамы, это тоже было уже тогда! Думаю, что электрооборудование восстановлю, потому что старая «динамо» у меня уже есть, поставлю передний фонарь, скоммутирую проводку.
На багажнике есть повреждение. Такое ощущение, что собака его грызла (это алюминиевая трубка). Или похоже на следы какого-то вандализма. Конечно, багажник можно снять, поставить другой или поискать «оригинал», но можно и этот восстановить — запаять, наварить, заделать холодной сваркой, наплавить пластиком, закрутить серебристым скотчем, наконец. Посмотрим, пока просто замотал изолентой, из-под кейса для инструментов ее почти не видно.
Шины — фирменные, они уже походившие и старые, но не в плачевном состоянии, даже камеры «держат», потому пусть пока поживут.
Грипсы стояли бюджетные из гипермаркета — из «пластилиновой» пахучей резины, я их выбросил и поставил простые, но более сдержанные по виду. Звонок тоже случайный, только до него руки дойдут точно в последнюю очередь.
Но мне очень нравится, что у велосипеда оригинальные педали, брызговики на крыльях и даже пластиковая сумочка для инструментов. На всем — фирменные логотипы, это такое внимание к деталям! Хочется все это сохранить.
Чем еще заняться
И снова про эту огромную ручку на раме! От чего она, я правда сначала не понимал. Установлена коряво, трос от тормозов на пластиковых стяжках. Самое смешное, что продавец (по его словам, он механик и увлекается сборкой старых великов для их перепродажи) показал, как эта штуковина работает. И она реально переключает передачи планетарной втулки. Которая, кстати, «родная» и функционирует без претензий к ней. Я только подрегулировал длину троса, чтобы включались все три.
Потом изучил этот гаджет, написано, что сделан он в Японии. SunTour. Занялся поисками в сети, и оказалось, что японцы действительно любили вот такие вещи, ставили ручки на верхнюю трубу рамы сразу за рулем на городские велосипеды и круизеры. Чтобы было как на любимой тойоте.
Поискал я и как выглядел «родной» шифтер, он был рычаговым, но аккуратным и ставился на руль вместе со звонком. Подобные олдскульные Sachs Torpedo можно найти по объявлениям, только они стоят как половина этого байка. Думаю, что пока я установлю вращающийся шифтер Shimano, он хотя бы не портит облик велосипеда, покатаюсь, подумаю. Может, найду подержанный «оригинал». Либо можно поставить другой переключатель или заменить всю пару шифтер-втулка на новую шимановскую.
А в остальном велосипед цел и на ходу. На очень бодром ходу, он отлично рулится, имеет шикарнейший накат. И это при том, что я его не разбирал и не чистил, не смазывал подшипники и втулки, только помыл. Это городской велосипед, так что посадка на нем — прямая и комфортная, и трех его передач вполне хватает, чтобы без усилий тронуться или подняться в пологую горку. Да, у него нет амортизации, и сам алюминий в отличие от стали упругостью похвастать не может, но с такими универсальными шинами да на таком седле можно катать и по гравию.
Впереди летний сезон, попробую вел в недальних вылазках. Потом можно будет подумать над полной реставрацией с перекрашиванием и доведением до идеального состояния. Или же просто хорошо почистить, смазать, отполировать, «переобуть» и катать на нем иногда в свое удовольствие, он действительно очень удобный, приятный в использовании. Проездит еще 75 лет и не заржавеет, это ведь настоящий алюминиевый KETTLER!