Гревел — один из самых универсальных типов велосипедов, появившийся около 10 лет назад. Стихия гравийников — любые дороги, они ориентированы на велопутешествия и выезды на природу.

История появления гревелов

До 1960-70-х существовало три основных типа велосипедов.

● Утилитарный дорожный односкоростной велосипед. В СССР эту нишу занимали «Урал» и «Минск».

● Спортивный велосипед для гонок с передачами. В нашем случае базовый вариант данного класса — это «Старт-Шоссе», более продвинутый — «Чемпион-Шоссе».

● Велосипеды для путешествий и туризма, туринги/туристы — «Турист», «Спутник».

Были и велосипеды промежуточного типа — спортивно-туристические, в СССР эту нишу занимал «Спорт».

В 70-е годы появился четвертый тип — горные велосипеды, которые стали быстро набирать популярность. В СССР маунтин-байки стали выпускать только в конце 80-ых, но дальше экспериментальных партий производство не продвинулось. Массово в России иностранные модели горных велосипедов появились в 90-х.

В то же время началось развитие спортивных велосипедов. Изменения связаны с повсеместным появлением асфальтовых дорог — до 60-х годов это покрытие в Европе не было распространено. Как следствие, из шоссейников выделились велосипеды для велокросса. И спортивные дорожные велосипеды стали делиться на две большие группы — гоночные велосипеды для спортсменов и велосипеды для досуга, позже получившие название «шоссейники эндуранс». Для дорожного туризма предлагались туринги.

Примерно до 2008-2010 годов велосипеды продолжали развиваться, внедрялись новые технологии, появились модели из карбона, 10-11-скоростные кассеты. Сильнее всего менялись горные велосипеды. Базой для эволюции стало повсеместное появление дисковых тормозов и экономический кризис — продажи падали, для развития были нужны новые идеи. Одной из таких стали гравийники, вседорожные велосипеды для поездок на природе.

Базой для гравийников послужили велокроссовые велосипеды и шоссейники эндуранс, дополнительно в них использовались некоторые особенности горных велосипедов и турингов.

Велосипеды для велокросса

До появление гравийников самым проходимым дорожным велосипедом считался велосипед для велокросса. В ходе соревнований нужно гоняться по специально подготовленной грунтовой трассе с препятствиями, причем некоторые участки легче преодолевать бегом, чем на велосипеде.

Велокросс — спорт, в котором нужно решать определенные задачи. Отсюда и особенности велосипедов — например, поднятая каретка (узел, через который проходит ось шатунов) для преодоления препятствий или рама, которую удобно нести на плече. Для обычных поездок на велосипеде такие примочки не нужны. 

Велокроссовые велосипеды вышли далеко за пределы соревнований, их покупали для утилитарного использования. Из-за возможности поставить более широкую резину (до 37 мм) они часто были удобнее шоссейников на резине до 28 мм.

Шоссейники эндуранс

Шоссейники эндуранс (endurance) — это более комфортабельная версия гоночных шоссейных велосипедов. Их отличает менее агрессивная геометрия рамы (они длиннее) и возможность установки колес с покрышками большей ширины (до 32 мм). Такие велосипеды идеально подходят для физкультурно-спортивного любительского катания. Спринтовать на финише (спуртовать) на них не предполагается. Их ниша — поездки на дальние расстояния с повышенным, по сравнению с традиционными шоссейниками, комфортом. Посадка на таких велосипедах более вертикальная, что дополнительно позволяет следить за окрестностями.

Объединение особенностей эндуранса и велокроссовых велосипедов во многом и сформировало концепцию гревела — велосипеда с рулем-бараном, на широких покрышках (больше 37мм) с комфортной посадкой, ориентированного на длинные поездки.

От внедорожных горных велосипедов гравийники унаследовали возможность устанавливать широкую резину. Если с велокроссовыми велосипедами речь шла о покрышках шириной 37 мм, то в случае гревелов речь идет о покрышках шириной не менее 42-45 мм. Иногда на гревелы можно поставить резину типичную для горных велосипедов более 50 мм (2"-3″). 

От велосипедов для путешествий — турингов, гревелы взяли возможность перевозки багажа, в том числе без багажника. Стала популярна концепция байкпакинга — перевозка багажа в сумках с креплением к раме.

Окончательно концепция гревелов сформировалась в 2013 году. Одной из знаковых моделей первого поколения стал Salsa Warbird 2013. Этот велосипед продолжает выпускаться; многое в нем поменялось, но концепция осталась прежней.

Разнообразие гревелов

Примерно через пять лет начались новые эксперименты. Появились монстр-гревелы с широкими покрышками (до 2.5"-3"), ориентированные на путешествия в горных условиях. Некоторые бренды называют гревелами велосипеды на прямых рулях. Из-за этого классификация гравийников затруднена, но на нескольких характерных особенностях таких велосипедов остановиться можно.

Первая особенность — на какие дороги ориентирован гревел. Некоторые модели ближе к шоссейникам эндуранс, некоторые — к горным велосипедам. Главные отличия заключаются в ширине покрышек и некоторых деталях геометрии.

Также можно разделить гравийники, ориентированные на скоростную езду и участие в соревнованиях. Спортивные модели — облегченные, часто без переднего переключателя. Гравийники для длинных путешествий идут с многочисленными бонками для крепления сумок и большим диапазоном передач.

Любая классификация гревелов во многом условность. Это универсальный тип велосипедов и подходит для эксплуатации в разных условиях.

Руль-баран в мире и России

«Баран» — шоссейный руль, drop bar, стал использоваться в велосипедах практически с их появления. Он обеспечивает возможность иметь несколько хватов для варьирования посадки: от агрессивной — за нижнюю часть руля, до комфортной — верхней. До появления горных велосипедов «баран» был самым распространенным. Создатели маунтин-байка остановились на прямом руле. При этом горные велосипеды с «бараном» также выпускались — класс Drop-Bar MTB предлагался разными брендами.

В мире в целом велосипеды с рулем-бараном продолжали оставаться популярными. В России ситуация кардинально отличалась: такие модели были распространены только в велоспорте. С середины 1990-х массово продвигался горный велосипед с прямым рулем. Ситуация стала меняться только с появлением гравийников.

Главный вывод: руля-барана не нужно бояться, это не экзотика в веломире.

Рама и вилка

Рама с вилкой в существенной степени влияют на поведение велосипеда. Поведение рамы в первую очередь определяют материалы и геометрия.

Два основных материала для рам гравийников — это алюминий (более простые модели) и карбон (более продвинутые). Также в гравийниках используются легированные стали (прежде всего хромомолибденовая) и титан, эти нишевые материалы имеют множество поклонников.

Вилка может быть сделана из другого материала. Классический компромиссный вариант — рама из алюминия, вилка из карбона.

За последние годы в некоторых гравийниках стали использоваться элементы амортизации.

Рамы гравийников концептуально близки к шоссейникам эндуранс. Если сравнивать с шоссейниками или велокроссовыми, то гревелы — это более длинные велосипеды (имеют большую базу рамы — расстояние между втулками), ориентированные на комфортную посадку. Гравийники с широкими покрышками, монстр-гревелы, концептуально близки к горным велосипедам, но они еще длиннее и имеют меньший угол наклона рулевой трубы.

Колеса и покрышки

Колеса — второй по важности элемент, определяющий поведение велосипеда. Основной тип колес, используемых в гравийниках — 700с, 29″ (28″). Иногда — например, в моделях маленького размера — используются колеса меньшего диаметра — 27.5″ (650b).

Ширина покрышек примерно варьируется от 37 мм до 50 мм. Обычно гравийники штатно комплектуются резиной 38-42 мм, но есть возможность поставить более широкую. Для вседорожных монстр-гревелов типична резина более 2″ (от 50 мм).

Система — ходовая часть велосипеда

Система — это передние звезды, кассета и, соответственно, задний и передний переключатели. Разделяют две большие группы гревелов — использующих передний переключатель и без него.

Отказ от переднего переключателя связан с тем, что современные кассеты могут иметь до 13 звезд, такого количества передач более чем достаточно. По выбору сложно давать конкретные рекомендации: начиная с 10-скоростных систем, можно рассматривать велосипеды без переднего переключателя. Особенно если вы не планируете ездить в дальние поездки с грузом в районах с перепадом высот. Если планируете сложные условия, то передний переключатель по-прежнему актуален. 

В качестве ручек переключения передач в гревелах используются комбинированные ручки — dual control, объединяющие тормозной рычаг и ручки переключения передач.

Тормоза

Изобретение дисковых тормозов стало одной из главных причин появления гравийников. Дисковые тормоза делятся на две большие группы — механические и гидравлические. Гидравлические тормоза обеспечивают большее усилия торможения, но хорошо настроенных механических тормозов будет достаточно для большинства велосипедистов. Компромиссным вариантом может послужить гидравлика с механическим приводом.

Перевозка багажа и бонки для крепления

За последнее время вес и объем снаряжения заметно уменьшился, появился альтернативный вариант перевозки багажа без багажника с использованием специальных сумок. Гревелы обычно позволяют использовать багажник, но байкпакинг становится все популярнее. Начинать путешествия на велосипеде проще с использованием багажника, байкпакинг же требует определенного опыта.

Для желающих попробовать в нашем ассортименте есть две модели гревелов Roces — Sole 1 и Sole 2.

Обе выполнены на базе алюминиевой рамы и предлагаются в трех размерах.

  • Roces Sole 1 построена на базе 21-скоростной системы 3×7 и оснащена механическими дисковыми тормозами.

  • Roces Sole 2 построена на базе 20-скоростной системы 2×10 и использует гидравлические тормоза с механическим приводом.

Оба велосипеда оснащены универсальными гравийными покрышками Chaoyang, H-5224, 700×40С на которых вы будет комфортно чувствовать себя на любой дороге.

Чтобы велоспорт дарил радость, нужен подходящий велосипед и аксессуары. Всю необходимую экипировку и инвентарь можно найти на сайте Спортмастера.

Велосипедные сумки
1 799 ₽
Topeak | Велосипедная сумка TOPEAK
6
Купить
13 199 ₽
Topeak | Велосипедная сумка TOPEAK
6
Купить
7 799 ₽
Topeak | Велосипедная сумка TOPEAK
5
Купить
5 199 ₽
Topeak | Велосипедная сумка TOPEAK
2
Купить
5 199 ₽
Topeak | Велосипедная сумка TOPEAK
3
Купить
4 499 ₽
Topeak | Велосипедная сумка TOPEAK
2
Купить
479 ₽
Polisport | Туба для инструментов Polisport
2
Купить
3 899 ₽
VauDe | Сумка на велосипед VauDe
1
Купить
2 199 ₽
SKS | Сумка на велосипед SKS Traveller Edge
0
Купить
Roces
Велосипед гравийный Roces Sole 1 28", 2023
4
48 999 ₽
Купить
Roces
Велосипед гравийный Roces Sole 2 28", 2023
2
64 999 ₽
Купить