Это продолжение нашего сериала о знаковых фильмах, в том или ином виде посвященных топовым боевым видам. Здесь живет подборка про карате-муви, а тут — про бокс.

Соответственно, в новом эпизоде мы говорим о фильмах, которые относятся к другим единоборствам, благо их очень много. Поэтому не удивляйтесь, что в подборке нет «Выхода дракона» или «Малышки на миллион».

«Крадущийся тигр, затаившийся дракон», 2000 год

В главных ролях: Чоу Юнь-Фат, Мишель Йео, Чжан Цзыи

Режиссер: Энг Ли

Сейчас уже сложно сказать, мог ли кто-то представить, что Энг Ли, ворвавшийся на мировой кинонебосвод с трогательной драмой «Разум и чувства», оформит свой следующий громкий выход через произведение настолько другого толка. «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» не только перевернул представление о монтаже — Ли удалось совместить выдающийся визуал, обязательную восточную философию, неизбитый сюжет и потрясающую хореографию боевых сцен.

О последней стоит сказать отдельно. Схватки с зависанием в воздухе восхитили всех в вышедшей годом ранее «Матрице», и для создания вау-эффекта Ли нужно было придумать что-то совсем особенное. В итоге он привлек хореографа Юэнь Ву-пина (который позже работал над «Убить Билла»), чтобы еще больше усовершенствовать этот стиль. Получившиеся в результате боевые действия напоминают одновременно олимпийскую гимнастику и брейк-данс с легкой примесью некой мультяшности.

На выходе получилось уникальное комбо, которое и сегодня смотрится не хуже, чем 23 года назад. «КТЗД» до сих пор остается самым кассовым неанглоязычным фильмом в истории американского проката, собрав более 128 миллионов долларов.

«Онг Бак», 2003 год

В главной роли: Тони Джаа

Режиссер: Прачья Пинкаю

«Онг Бак», по сути, открыл муай-тай по-настоящему широкой публике; после просмотра начинаешь по-другому смотреть на колени и локти. Тони Джаа (настоящее имя — Паном Йирам), профессиональный боец и каскадер, до этого снимался в третьесортных боевиках и даже там зачастую был на вторых ролях, а здесь вытянул счастливый билет. В «Онг Баке» он производит невероятное крутое впечатление, причем драться с кем-то ему для этого не обязательно — достаточно просто отрабатывать приемы.

Сюжет фильма максимально примитивен, но это тот самый случай, когда до сюжета никому нет никакого дела. «Онг Бак» — гимн муай-тай, впервые появившемуся на больших экранах, и демонстрация способностей конкретного — и очень харизматичного — человека. Никаких спецэффектов и каскадеров — все самые эффектные трюки и приемы Джаа выполнял лично, а зрителю остается раз за разом поднимать челюсть от восхищения. А состоящая из трех раундов драка в баре, на наш взгляд, вообще один из лучших боевых эпизодов всех времен.

«Неоспоримый 3», 2010 год

В главной роли: Скотт Эдкинс

Режиссер: Айзек Флорентайн

Да, вам не показалось: мы действительно включили в наш топ фильм, вышедший сразу на видео, минуя широкий прокат. Такие справедливо относят к категории В, а то и С, а «Неоспоримый 3» в известном смысле вполне может быть к ним причислен. Однако всю вторичность сюжета, сомнительные декорации и временами забавную актерскую игру некоторых персонажей затмевают две вещи: грандиозная постановка боев, в которых перемешались спецы по кикбоксингу, тхэквондо, капоэйре и джиткундо, и зашкаливающая крутизна Скотта Эдкинса.

«Неоспоримый 3» — это оммаж культовым файтингам прошлого, тем самым «Кикбоксерам», «Смертельным ударам» и «Кровавым спортам», на которых выросла весомая часть мужского населения планеты, родившаяся в конце 70-х — начале 80-х. Хай-кики с разворота, разлетающиеся в слоу-мо брызги крови, броски а-ля Wrestle Mania и прочая красота здесь сняты максимально зрелищно и, учитывая общий B-Movie антураж, выглядят настолько органично, насколько это в принципе возможно.

«Рейд», 2011 год

В главных ролях: Ико Уайс, Яян Рухьян, Пьер Грюно

Режиссер: Гарет Эванс

«Рейд» заслуживает внимания хотя бы своим изначальным бэкграундом: индонезийский боевик, снятый неизвестным валлийским режиссером за сущие копейки и ставший одним из эталонов жанра. Множество параллелей с «Онг Баком» просятся сами собой: оба фильма родом из Юго-Восточной Азии; Пинкаю снял оду муай-тай, а Эванс — малоизвестному миру (по крайней мере, на тот момент) силату; «Онг Бак» запустил карьеру Тони Джаа, а «Рейд» — Ико Уайса; оба выполняли все трюки самостоятельно, а сюжеты обоих фильмов настолько же просты, насколько сложна хореография поставленных в них боевых сцен.

В «Рейде» практически нет диалогов, вместо них говорит оружие. Им становится все подряд: автоматы, пистолеты, ножи, мечи, молотки, топоры и, конечно, руки и ноги. Последнему отдается исключительное предпочтение — ближе к концу фильма один из главных антагонистов отбрасывает ствол со словами: «Использовать оружие — это все равно что заказывать еду с собой».

Эвансу удалось снять зубодробительный экшн удивительной четкости. Уайс и его противники обмениваются ударами с невероятной скоростью, большинство боев происходит в узких коридорах здания, набитого всякой криминальной нечистью, однако ощущения мельтешения нет и в помине. Это тот редкий случай, когда качество картинки обеспечивается не столько монтажом, сколько невероятным уровнем исполнителей.

«Рейд» шел очень ограниченным прокатом, что не помешало ему с легкостью окупить свой бюджет в 1,1 млн долларов более чем в 15 раз. А после выхода на цифровых носителях он обрел по-настоящему культовый статус среди фанатов файтингов. Эксплуатация успеха не заставила себя долго ждать: вскоре вышел вполне нестыдный «Рейд 2». А вот появившийся еще через пару лет «Рейд: Пуля в голове» уже не имел с оригиналом ничего общего, кроме Уайса в главной роли, а само слово «Рейд» в названии фигурировало только в российском прокате — так локализаторы решили спаразитировать на успехе фильмов Эванса.

«Однажды в Китае», 1991 год

В главной роли: Джет Ли

Режиссер: Цуй Харк

Фильм, который положил начало ренессансу кунг-фу в гонконгском кино и открыл миру Джета Ли. Сыгранный им Вонг Фей-Хунг был реальным человеком — мастером боевых искусств и целителем, который стал чем-то вроде народного героя. Про него сняли целую серию фильмов в середине ХХ века, а позже Джеки Чан сыграл его в «Пьяном мастере».

Перенесенная в Гонконг 1990-х годов, когда на горизонте маячила передача суверенитета от Великобритании к Китаю, эта история о китайском повстанце, борющемся с деспотичными колониальными державами, получила дополнительный политически окрашенный резонанс. Тем не менее главным все равно оставалось другое. Цуй Харку удалось снять невероятно энергичное кино с гениальной хореографией боев. Еще довольно молодой Джет Ли развернулся здесь во всей красе, сверкая не только выдающимися боевыми скиллами, но и вполне убедительной актерской игрой. Вишенка на торте — великий финальный поединок на складе, весьма кстати заставленном бамбуковыми лестницами.

Снаряжение и экипировку для занятий боевыми искусствами вы найдете в нашем онлайн-каталоге, а также в офлайн-магазинах Спортмастер и Спортмастер PRO.