Это текст про безопасную эксплуатацию электросамокатов. Еще у нас есть текст про ПДД для велосипедистов.

Электросамокаты переживают взрывной бум интереса к ним. За 3-5 лет в некоторых российских городах их количество на улицах заметно превзошло количество велосипедов. Как и в любой новой области,  наряду с появлением множества поклонников у электросамокатов есть и противники. Проблемы возникли из-за отсутствия контроля за самокатчиками, которые часто создают неудобства окружающим. Причем от последствий непродуманных действий водителей электросамокатов больше всего страдают они сами.  Защитить себя от большинства проблем с электросамокатами можно самыми простыми мерами. В этом тексте мы расскажем, как получить максимум положительных эмоций от электросамоката. Первая часть - вводная про причины массовой популярности, вторая практическая – про их эксплуатацию в городе. Ассортименту и выбору электросамокатов и аксессуаров для них будет посвящен отдельный текст. 

История создания электросамокатов 

Идея установки мотора на самокат возникла в конце XIX века, электросамокат был запатентован в 1895. Выпуск первых моторизированных самокатов начался в 1915 году, причем использовался как двигатель внутреннего сгорания, так и электродвигатель. Считается, что в современном виде самокат появился в 1985 году - модель Go-Ped компании Patmont Motor Werks (PMW) запатентованная Стивом Патмонтом. Бурное развитие самокатов началось в XXI веке, одна из главных причин - резкое улучшение характеристик и удешевление аккумуляторных батарей и массовый выпуск самокатов в Китае. 

И транспорт и досуг 

С электросамокатом может справиться и ребенок, правда есть очень важный подвох – оценить риски поездки на электросамокате часто не могут и взрослые, дети и подростки – тем более. Электросамокат не так прост, как кажется, и требует вдумчивого подхода при выборе и эксплуатации. 

То, что электросамокат можно использовать и как досуг, и как транспортное средство в городе, делает его все более популярным.  На самокате можно ездить в любой одежде при положительной температуре (пока нет снега и льда на дороге).  Потенциальная аудитория огромна – от детей и подростков до возрастных людей. 

Прокат электросамокатов 

Запуск проката электросамокатов в Москве и других крупных городах в 2018-2019 годах вызвал взрывной рост количества пользователей. Прокат максимально упростил знакомство с электросамокатами.  Попробовать прокатиться на электросамокат  можно за 100 рублей и этим воспользовалось множество людей. Дополнительное ускорение дали ограничительные меры в эпидемию Ковид-19. На электросамокаты меры не распространялись и количество поклонников резко выросло. Электросамокат быстро раскрутил сам себя, рекламы не понадобилось. Знаковая дата - июль 2021 – компания Яндекс запустила прокат электросамокатов в Москве – идея вышла на федеральный уровень. 

В 2022 году парк прокатных самокатов Москвы составлял порядка 40000 штук, озвучивается, что в 2023 году их количество вырастет до 60000. Количество самокатов в Москве ограничено квотами – под них нужны парковочные места, на их выделение нужно время. По количеству самокатов Москва входит в мировую тройку городов лидеров, вместе с Сеулом и Берлином, в этом году может занять чистое первое место. 

Для сравнения, озвучено что в парке прокатных велосипедов в Москве  в 2023 году – 6000 механических велосипедов и 4000 электровелосипедов, при том, что стоит прокат велосипеда намного дешевле.  

В других российских городах самокаты также бурно развиваются, ситуация принципиально не отличается от московской, лишь немного запаздывает по времени. 

Попробовав прокатные электросамокаты, люди начинают покупать самокаты себе. 

Электросамокаты

Электросамокаты и Средства Индивидуальной Мобильности – еду как хочу

Несмотря на огромное количество эксплуатируемых электросамокатов, до 1 марта 2023 года их статус был не определен. Движение на дорогах регулируется Правилами Дорожного Движения (ПДД), такого понятие как Средство Индивидуальной Мобильности (СИМ) и электросамокат в них отсутствовали и к ним пытались применять имеющиеся термины. Трактовки были очень разные, электросамокат рассматривался как велосипед или как мопед (в зависимости от мощности двигателя) или даже как пешеход (по аналогии с обычным самокатом, который внешне часто практически неотличим от электро).

Еще в 2017 году (6 лет назад) возникло поручение Минтрансу и МВД разработать проект поправок к ПДД по регулированию движения СИМ. К 2020 году поручение выросло в проект поправок к ПДД. В проекте предполагалось, что 9 летний ребенок на самокате или роликах переходит из статуса пешехода в статус человека, водителя СИМ. Предложенное сразу вызвало вопросы и споры, в том числе на уровне ведомств. Минтранс и ГИБДД не могли определиться с определением СИМ. ГИБДД считал, что граждане на коньках, скейтах, обычных самокатах должны относиться к пешеходам — их надо вывести из определения СИМ. В итоге обсуждения подход менялся, проект поправок 2021 года уже кардинально отличался.  Как результат дискуссии, лишь 6 октября 2022 года Правительство утвердило целый ряд поправок в ПДД, новые правила начали действовать 1 марта 2023 года. 

Электросамокаты в ПДД с 1 марта 2023 года

В ПДД введено новое понятие «Средство индивидуальной мобильности» (сокращенно — СИМ):

«Средство индивидуальной мобильности» – устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.

СИМ практически приравняли к велосипедам, за некоторыми исключениями, например, они должны руководствоваться сигналами светофоров для пешеходов.

Тема велосипедов в городе подробно разобрана в отдельном материале

Все написанное про эксплуатацию велосипедов в городе в полной мере относится и к электросамокатам. Естественно, есть и особенности, про них ниже.

Электросамокаты в городе

До вступления в действие ПДД в редакции от 1 марта 2023 года статус электросамокатов был неопределен. Их трактовали и как пешеходов (по аналогии с обычными самокатами), и как мопеды, в зависимости от того, что  было выгодно в каждом конкретном случае. Эксплуатировали самокаты тоже в соответствии со своими представлениями о безопасности.  Ездили на них в основном по тротуарам. При том, что они могут  двигаться со скоростью более 25 км/ч и при большом весе представляют серьезную опасность для себя и окружающих.

Многолетний массовый, бесконтрольный прокат электросамокатов, доступный для подростков и лиц после употребления алкоголя, и фактически никак не регулируемый  сделал привычным  беспорядки на тротуарах и улицах. Регулярно происходят столкновения электросамокатов с пешеходами, велосипедистами и друг с другом.

Электросамокаты на тротуаре

Базовой практикой езды на электросамокате в России стало движение по тротуарам, так ездет подавляющее большинство людей. Введение СИМ, в том числе электросамокатов, в ПДД с 1 марта 2023 года ситуацию не поменяло (цитата из ПДД):

«24.2. Допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности:

в пешеходной зоне — в случае, если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг;

по тротуару, пешеходной дорожке — в случае, если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг, и при соблюдении одного из следующих условий:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;

  • лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, или велосипедиста в возрасте до 14 лет;»

Велодорожки в России не распространены, так что тротуары - это главная дорога для электросамокатов и СИМ у нас. Это одна из ключевых особенностей российской эксплуатации, во многих странах выезд на тротуары для электросамокатов запрещен.  

Принципиальный момент, что если ездите по тротуару или пешеходной дорожке то нельзя создавать проблемы пешеходам, они имеют приоритет. Это однозначно сформулировано в ПДД.

«24.6. Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.

Если движение велосипедиста или лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов, а лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.

Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет».

Для понимания ситуации нужно прояснить смысл словосочетания «…подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов» – на общечеловеческом языке это означает, что пешеход не должен менять скорость и направление движения в результате контакта с водителем электросамоката. То есть подавать звуковой сигнал, чтобы пешеход вас пропустил – нарушение ПДД. Если на тротуаре много людей, то велосипедист или водитель СИМ не может двигаться по тротуару существенно быстрее пешеходов. В российских условиях это не работает и несет главные риски.

Защита

Безопасность электросамокатов

Первое, что нужно сделать для безопасного управления самокатом - понять его возможности. То, что учиться управлять электросамокатом не нужно – опасная иллюзия. Идея впервые взять электросамокат напрокат и поехать из точки А в точку Б по городу не лучшая. Идеально попробовать самокат в парке или на велодорожке, причем выбрать время, когда там мало людей.

Причем нужно пробовать, не только как разгоняться на электросамокате, но и как тормозить и делать повороты. В ходе тренировок важно понять, что идея любых резких маневров на самокате – очень плохая и несет риски.

Также очень полезно попробовать соскакивать на самокате на разных скоростях, это также базовый навык.

Скоростной режим

В ПДД озвучено движение не более 25 км/ч, что примерно в 5 раз быстрее скорости пешехода.  На фоне этих правил множество моделей электросамокатов имеют максимальную скорость более 30 км/ч. Для прокатных самокатов, оснащенных системами GPS, обсуждается программное ограничение скорости в местах скопления людей до 15 км/ч, но дальше разговоров речь, как правило, не идет.

При наличии пешеходов и других СИМ на тротуарах скорости 15-25 км/ч при любой нестандартной ситуации несут риски столкновения и падения. 

Качество дорог  и тротуаров

Качество дорог очень разное – выбоины, ямы, выступы различные люки, в том числе без крышек, встречаются повсеместно. У самокатов небольшие колеса и подобные препятствия на большой скорости могут привести к падениям. Особенно опасны боковые наезды на них.

При выборе самоката, при прочих равных параметрах, большие колеса это плюс. В прокате много близких моделей, у которых главное отличие - размеры колес.

Погодные условия

Обычно электросамокаты имеют защиту от дождя, но их эксплуатация в дождь из-за состояния дорог усложнена. Главная проблема - недостаточное трение между колесами и дорогой, любые маневры – повороты и перестроения в таких условиях опасны. Если вы выехали во влажную погоду, главное, возможно единственное, средство безопасности на дороге  – снижение скорости.

К погодным условиям примыкают поездки на электросамокате в темноте, наличие фары обязательно, и скорость движения должна быть минимальной.

Защитное снаряжение

Использовать защитное снаряжение, прежде всего шлем, очень хорошая, но малораспространенная в России идеи. Падение на асфальте без защиты травматично, организм не рассчитан на контакт с твердыми поверхностями. Помимо шлема актуальна защита рук – кистей и локтей, и коленей. Для детей на электросамокате шлем и полный защитный набор на руки и ноги из трех предметов обязателен.

Подобрать электросамокат вы можете прямо сейчас. Либо заходите в офлайн-магазины Спортмастер и проконсультируйтесь по любым вопросам с нашими PRO-экспертами.

Электросамокаты
39 999 ₽
Ninebot | Электросамокат Ninebot F25E
1
Купить
49 999 ₽
Ninebot | Электросамокат Ninebot F30P
1
Купить
56 990 ₽
64 790 ₽
-12%
Ninebot | Электросамокат Ninebot by Segway KickScooter F2 Plus
0
Купить
64 990 ₽
71 990 ₽
-10%
Ninebot | Электросамокат Ninebot by Segway KickScooter F2 Pro
0
Купить
47 990 ₽
53 990 ₽
-11%
Ninebot | Электросамокат Ninebot by Segway KickScooter F2
0
Купить
84 990 ₽
95 990 ₽
-11%
Ninebot | Электросамокат Ninebot by Segway KickScooter Max G2
1
Купить
58 400 ₽
Maxiscoo | Электросамокат MAXISCOO "H10", Серебро, С Магниевой Рамой И Светящейся Платформой (2023)
0
Купить
84 700 ₽
Maxiscoo | Электросамокат MAXISCOO "H20-PRO", Серебро, С Магниевой Рамой И Амортизатором (2023)
0
Купить
63 800 ₽
Maxiscoo | Электросамокат MAXISCOO "H10-PRO", Серебро, С Магниевой Рамой И Светящейся Платформой (2023)
0
Купить
77 300 ₽
Maxiscoo | Электросамокат MAXISCOO "H20", Серебро, С Магниевой Рамой И Амортизатором (2023)
0
Купить
61 990 ₽
69 990 ₽
-11%
Kugoo | Электросамокат KIRIN M3
0
Купить
16 990 ₽
18 990 ₽
-11%
Kugoo | Электросамокат KIRIN MINI2
0
Купить
Защита для катания на самокате
4 899 ₽
Roces | Набор защиты детский Roces
26
Купить
1 999 ₽
Roces | Перчатки защитные Roces
15
Купить
2 999 ₽
FILA | Набор защиты из 3-х предметов FILA FP GEAR
5
Купить
2 599 ₽
FILA | Набор защиты из 3-х предметов детский FILA FP GEAR
0
Купить
2 599 ₽
FILA | Набор защиты из 3-х предметов детский FILA FP GEAR
2
Купить
4 999 ₽
FILA | Шлем женский FILA FITNESS WOW
1
Купить