Фото: Владимир Дмитриев @pepel.i.mel

Гревел — относительно молодой подвид велоспорта. Подробнее о дисциплине можно почитать в отдельной статье, но, если коротко, гравийные заезды — что-то среднее между шоссе и MTB. Гонки проходят по маршрутам, основную часть которых составляют продолжительные отрезки бездорожья разной степени суровости.

В Европе и США гревел более цивильный и доступный благодаря низкому порогу входа: найти подходящую трассу для комфортной многочасовой прогулки по гравию, грейдеру, проселку и другим неровным поверхностям относительно просто. Российские реалии добавляют дисциплине неповторимый шарм — сами гонщики в шутку называют местные заезды «суровым русским гревелом».

Гревел в России

Основные центры притяжения райдеров — Москва и Санкт-Петербург. И если в зоне досягаемости гонщиков из северной столицы бескрайняя Карелия, то у москвичей все гораздо менее весело. Чтобы составить комфортный маршрут на 60-70 и более километров, на котором не будет слишком много асфальта, придется запастись терпением и подолгу фантазировать над картой.

Совсем утопичный сценарий — это если на маршруте не окажется гигантской охраняемой зоны за трехметровым забором, болота, распаханного поля, стаи дворовых собак, полной вязкой грязи колеи, сыпухи, песчаных ловушек и других фирменных знаков отличия. Гревел вообще — скорее про образ жизни, чем про спорт, а в России — тем более.

Уже несколько лет существует Tour Unite — многодневная автономная велогонка от Баренцева до Черного моря длиной около 7500 километров (можно ехать отдельные отрезки, но самые отважные райдеры покоряют маршрут целиком). А параллельно развиваются локальные ивенты, которые создаются на чистом энтузиазме.

Формат простой. Организаторы анонсируют заезд и указывают координаты стартовой точки, которая обычно совпадает с местом палаточного лагеря. Да, есть ивенты, на которые гонщики приезжают одним днем, но намного веселее потусоваться компании единомышленников, посидеть у костра, провести время на природе.

Кемп — отдельная и самостоятельная часть гонки. Обычно все проходит в течение 2-3 дней — райдеры и просто близкие по духу люди устанавливают палаточный лагерь, а организаторы предлагают гастрономическую и культурную программу. Часто на гонке есть полноценный фудкорт, а музыка — почти обязательный атрибут.

Совсем маленькие заезды на 10-30 участников проходят скромнее и обычно бесплатны: организаторы могут накрыть небольшой стол и предложить гонщикам оставить донат на будущие старты, но к заработку это не имеет никакого отношения вне зависимости от масштабности мероприятия. На крупные ивенты продаются стартовые пакеты, но устроители редко оказываются в плюсе.

Кто-то подумает: зачем мне спортивный старт, организаторы которого (как будто) уделили больше внимания стендам с хот-догами и DJ-сетам, чем самому заезду. Таким участникам вряд ли будет рада основная масса: подобные ивенты в большей степени про общность единомышленников и возможность оказаться в приятном месте с людьми, разделяющими общие ценности. Избитая фраза про то, что главное — не победа, здесь подходит идеально.

В России нет центральной организации гравийного велоспорта или иной структуры, которая системно развивала бы это направление. Нет никакой четкой инструкции по тому, как провести идеальный старт. В зависимости от формата, каждая гонка — самостоятельный проект разной степени сложности.

Покрова

Зато есть отдельные низовые инициативы, которые на чистом энтузиазме развивают все направление. Например, летом 2023 года во Владимирской области прошла гравийная гонка «Покрова». Мы поговорили с ее организаторкой и узнали, как все было. Спойлер: не так радужно, как могло показаться снаружи.

Откуда возникла идея сделать заезд?

Привет, меня зовут Лера Ворник, я врач-ординатор психиатр. А еще я сделала гонку. Идея витала где-то постоянно — то в баре, то в разговорах с друзьями на каком-нибудь заезде, сборище велосипедистов. Но это никогда ни к чему не приводило. Мы часто рассуждали с подругами о том, что нужно сделать что-то типа Гревел Кинга или Reverse еще в 2021 году. Хотелось провести свое и поближе к Москве.

Фото: Алексей Чижик, www.justbenice.ru

Были разговоры, обсуждались разные идеи, но это ни во что не выливалось. А прошлой весной мне что-то в голову ударило. Я пыталась отследить момент, когда мысли перешли в действие. Может, триггером послужил выезд к родителям на дачу во Владимире, а может, «весеннее обострение».

Основной двигатель — желание собрать в одном месте близких и дорогих людей. Лето 2022 года было странным и очень неопределенным временем. Я подумала, что будет здорово увидеться, собрать всех вместе, обняться: непонятно, где мы окажемся через год. А приехали в итоге даже друзья из других стран. Это было основным пинком — мы соберемся, мы потусим, все будет круто.

Все для велоспорта

Купить

Кто и как тебе помогал?

Мощным драйвером стали родители и мой партнер. Я поделилась с ними идеей, и они такие: «Да, давай-давай». Каждый родитель будет рад помочь ребенку что-то создать, это клевый процесс. Они очень многое сделали, хотя участники гонки вряд ли могли в полной мере оценить их труд. Они строили туалеты, кормили нас, папа покосил весь газон на точке кемпа — место было до головы заросшее.

Они нас очень поддерживали. Мы приезжали разведывать маршруты — мама нас кормила, все жили у меня дома на даче. Все, кто был в организации, дружили с моими родителями. Маме 54, папе — 59. Они и говно наше выслушивали, и слезы утирали, нервные срывы терпели, хвалили за успехи. Настоящая поддержка, в общем — всегда были на нашей стороне в любой ситуации.

Мама со мной воровала паллеты! Даже я не хотела этим заниматься, а мама сказала: «Да ладно, кому они нужны? Лера, берем, тащи!» Они на пенсии, им весело, смешно, а нам — очень большая помощь. К родителям в гости приехали друзья из Брянска, и в итоге все вместе делали туалеты, чуть ли не сами хотели гонку ехать.      

Главное — что поддержали близкие, потом я начала собирать команду. Например, моя подруга Аня — вообще не из велосипедной тусовки. Но нужен был бухгалтер-экономист, и она занималась чисто деньгами. Аня вела крутые экселевские таблички, а я просто смотрела на то, как там все красиво двигается. К ней я сама пришла с просьбой помочь, как и к другу, живущему во Владимире: он катается там и на энтузиазме взял на себя поиск маршрута.

Была дизайнерка, был друг, который сделал сайт. Но не было такого, что я кого-то звала именно в проект. Все делали мои друзья и товарищи, с которыми я хорошо общаюсь. Просто рассказывала идею, кому-то нравилось, и я предлагала присоединиться — а они были рады помочь. Изначально это был костяк из плюс-минус пяти человек, но мне сложно назвать это основной командой: в итоге поучаствовало намного больше людей.

Постоянно подключались разные люди со своим функционалом. Например, был отдельный чат по музыке и по вечеринке. Эту часть я полностью отдала — просто сказала чувакам: «Напишите, что вам необходимо, чтобы все было круто, — я это сделаю». Меня уже в тот момент не хватало физически на полноценное погружение в процесс — слишком много задач.

Было полно спонсоров, но на будущее я поняла, что так размывается ценность самого заезда. Лучше, чтобы был один значимый, символический приз. Мы, когда начали делать гонку, так и не придумали что-то классное, что можно будет подарить победителю. И решили, что, раз ничего клевого на ум не приходит, давайте просто найдем партнеров, которые предоставят призы.

Какие-то спонсоры сразу сами себя предложили, с кем-то мы давние друзья, на многих вышли через тусовку — так у нас появились подарки. Механиков тоже нашли через знакомства — с одной мастерской в Москве я хорошо дружу, вторая — владимирские ребята. С ними получилось здорово: мы не всегда могли приехать, и они нас очень выручили — за неделю до старта проехали маршрут и проверили, что все окей.

Что было сложнее всего в процессе организации?

Самое важное, тяжелое, ценное и ответственное — распределить задачи, сделав это так, чтобы человек не упоролся и сохранил ресурс. Мы постоянно проговаривали это в формате: «Ребята, если вы не справляетесь — это окей, скажите об этом, мы будем делегировать по-другому». Все равно не все складно выходило, но это человеческие взаимоотношения, как иначе. Зато мы получили крутой опыт для рефлексии и усовершенствования всех процессов.

Я очень старалась сохранять баланс — это все же проект на энтузиазме, а не стартап, где люди будут получать много денег. У всех есть работа, дела, личные переживания. Кто-то делал за чашку кофе, с кем-то за еду договаривались — за питание на гонке. Кому-то оплачивали дорогу, кому-то помогали с ночевкой в кемпе — искали палатку, спальник. Со всеми были разные условия, в каждом случае комфортные для конкретного человека.

Были моменты, когда появлялись мысли вроде: «Зачем я в это ввязалась?» Накануне гонки поехали делать разметку. Понимаем, что мотик не вывозит, — замена доехала только к позднему вечеру. Решили, что закончим утром — рассвет рано, мы успеем. Выехали в 4 утра, второй мотик периодически глохнет. А потом мы на нем перевернулись, что-то там отломалось, а водитель сильно ушиб ногу. Перелома не было, но нажимать на педаль он не мог, нога очень отекла. Часть мы разметили, и я отправила его домой — сказала, что не могу себе позволить его дальше травмировать.

У меня сел телефон, я где-то в жопе мира, параллельно уже должен был случиться старт, а я не знаю, что там вообще происходит. В итоге я ждала машину механиков около часа посреди ничего. Вышла в поле, орала и плакала — чтобы снизить уровень стресса и тревоги, который и так довольно высокий.

Разметка трассы сделана на одну треть, дальше ее нет. Время семь утра, приезжают механики, мы едем на тачке размечать, что успеем. Для меня это косяк, который я до сих пор не могу себе простить. Понимаю, что так сложились обстоятельства, но в подобные моменты ты думаешь: «Легче пойти и утопиться». Тот момент в поле был самым ужасным — ощущение, что ты тотально облажался.   

Фото: Владимир Дмитриев @pepel.i.mel

Я понимала, что нужно собраться. Мне пацаны-механики из Владимира морально помогли — кормили конфетами и подбадривали: «Лера, все будет нормально». Вместе доделали разметку, потому что я уже была никакущая. В процессе узнаю, что воду и еду не успевают вовремя доставить на точки питания, а там уже почему-то едут лидеры.

Это, наверное, самое жесткое, что было. Причем совершенно непредвиденное. Я собирала опыт, спрашивала у ребят, а кто-то сам писал — все очень позитивно было. Сколько бы ты советов не собрал в этой жизни, пока сам не облажаешься, они тебе не помогут. Я не могла предусмотреть, что мы перевернемся на мотике и я останусь без связи посреди поля с севшим телефоном. Забываешь, что есть физический ресурс и его недостаток сказывается на общем внимании и концентрации. Но и плюсы есть, можно вспоминать эту историю и смеяться над ней.

Как организовывали инфраструктуру лагеря?

Вещи для кемпа собирали отовсюду и везли из Москвы. Тент, под которым было все звуковое оборудование, и финишный флаг привезли питерские ребята, отвечавшие за музыку. Техника — от бара 22А во Владимире. Ребята, выставлявшиеся на фудкорте, организовывали все сами. С нас было только электричество, генераторы. Один мы взяли, вроде, у родителей, второй — от владимирских ребят.

Еще три больших генератора мы арендовали. Рассчитывали количество ватт, чтобы это все выдержало. Удлинители тоже привезли родители. С этим отдельная история: геники нужно установить так, чтобы они не орали. Провода протянуть, чтобы они не болтались посреди поляны. Рассчитать, чтобы всем хватило мощности.

Как люди, не участвовавшие в гонке, реагировали на вас?

Была история с местными, которую я вспоминаю, как экшен, и рассказываю всем, чтобы вместе посмеяться. Пятница, мы уже повесили карту, люди приезжают. Решила, что пора, типа, накраситься, и наклеила себе переводные татуировки в виде сердечек. Ходим, что-то делаем, и тут подъезжает Нива, выходит мужчина в белой рубашке с короткими рукавами, в джинсиках, туфельках. Подумала: «Подозрительный тип». Начинаю за ним наблюдать, он подходит к карте, фотографирует. У нас были участники его возрастной категории, какой-то чувак под 50 ехал — я подумала, что, может, это он?

Мужчина к кому-то подошел и спросил: «А кто здесь главный?» Ему показали на меня, и он уже мне задал тот же вопрос. Я улыбаюсь и говорю: «Я». А он: «А есть кто постарше»? «Я самая старшая», — отвечаю. Главное же перед такими людьми не сыпаться. Мы познакомились, Сергей его зовут. Он был галантным, вежливым человеком — но галантность его была вперемешку с угрозами.

Хвалил нас, интересовался, а потом выдал: «Знаете ли, у меня здесь поля. Я все понимаю, но свое счастье на чужом не построишь. Вы там поставили тачки прямо на мое зерно. Если сами не уберете — их завтра просто не будет».

С Сергеем мы распрощались на очень хорошей ноте, я пообещала, что мы там сейчас все огородим, уберем машины, «найдем злостных нарушителей». Позвала всех, кто обустраивал и помогал с лагерем — кто-то побежал обносить это место лентой, остальные просто к каждому подходили и пытались найти, чьи там авто. Все хорошо закончилось, вроде, ничьи тачки не исчезли.

Но история на этом не закончилась. На следующий день гонщики выезжают на маршрут и готовятся к старту, а позади катятся тракторы. Меня не было, а один из оргов подумал, что это друзья Сергея, и пошел разбираться. Они просто офигели от происходящего: к ним подходит двухметровый чувак с татуировками на лице и орет что-то непонятное. Он до конца был уверен, что все специально подстроено. Теперь, конечно, вспоминаем об этом со смехом.

Сколько приехало участников и как прошла сама гонка?

Мы продали 166 слотов — все, что были. Не знаю, почему именно столько, число красивое. Ехало 150-155 человек, 10-15 участников просто не забрали стартовые пакеты. Были ребята, которые приезжали без слотов и просто интереса ради ехали вне зачета, стартовали позже основной пачки.

Фото: Владимир Дмитриев @pepel.i.mel

Было какое-то количество коварных участков, где-то приходилось строить трек через СНТ. В одном из населенных пунктов ближе к финишу спуск вел к ручью, и пока мы ездили и уточняли маршрут с мая, на этом спуске вырисовывалась земляная лестница. Мы еще радовались, что участники спрыгнут с велов и пешком пройдут, а все, оказывается, просто летели по ней вниз.

Во время гонки местным бабушкам очень не понравилось, что велосипедисты эту лестницу, которую они строили половину лета, разбивают. В какой-то момент местные настолько вышли из себя, что бросались на велосипедистов с железными цепями. Все разрулил один из участников — остановился, поговорил с бабушками, успокоил манипуляциями в духе: «У нас тут спортивное мероприятие при поддержке высокопоставленных лиц». Начинаешь им называть случайные фамилии, говоришь что-то про пропаганду здорового образа жизни — и они остывают.

Одно из самых ярких впечатлений для участников — перепаханное поле на финишном отрезке. Когда мы размечали трассу, по полю вела живописная укатанная тропинка. Во вторник, за три дня до гонки, все было нормально. О том, что проехать там нельзя, мы узнали вечером накануне старта — от участника, который вернулся с разминки.

Один из организаторов взял коптер и отправился проверять. Вернулся со словами: «Чуваки, это ******». Вечер пятницы — я настолько выгорела, что даже словила дзен, и ответила: «Ну ничего, это же гревел». Мы не то, чтобы забили на это, думали сделать разметку в каком-нибудь максимально проходимом месте, но по видосу с коптера стало ясно: объехать просто негде.

Какие ты сделала выводы и ждать ли продолжения?

Я поняла, что организовать заезд можно и не находясь постоянно внутри комьюнити. Раньше я много каталась с ребятами, сейчас почти нет. Для меня велосипед — не про накрученные километры, а про кайф. Не обязательно каждую неделю ездить на коферайды, участвовать в модных заездах и быть знаменитым, чтобы устроить свою гонку.

Не знаю, ввяжусь ли я в такое еще раз, ничего не могу обещать. Со слов участников и тех, кто помогал и поддерживал, гонка и кемп получились классными. Приготовления были тяжелыми и высосали очень много сил, но сейчас фотографии и видео, воспоминания вызывают только положительные чувства.

Фото: www.justbenice.ru

Я смотрю на улыбающихся людей, на то, как всем было весело, и понимаю: это было очень круто. Все встречались, обнимались, играла музыка, люди жарили барбекю, пили пиво, кофе, фотографировали велосипеды. Это непередаваемая словами атмосфера, ты никогда не сможешь описать ее человеку, который там не был.

Благодарности за поддержку и помощь: маме, папе, Кириллу, Маше, Васе, Ане, Юле, Сереже, Игорю, Стасу, Ксюше Ч., Аделе, Варе, Ксюше И., Лизе, Мише, Ире и Андрею, всей банде RedDevil, спонсорам и барам, которые нас поддержали, и механикам. Отдельное спасибо всем, кто приехал.

Чтобы велоспорт дарил радость, нужен подходящий велосипед и аксессуары. Всю необходимую экипировку и инвентарь можно найти на сайте Спортмастера.